Вследствие этого становится безусловно необходимым решение проблемы подготовки большинства, а не меньшей части граждан нашей страны к защите Родины и военной службе, причем – на уровне государственной политики и на системной основе.
Смешанный способ комплектования Вооруженных Сил Российской Федерации в течение уже многих лет осуществляется главным образом на контрактной основе. Призыв же на военную службу сроком на один год охватывает менее 15 процентов от общего числа молодежи призывного возраста. В результате большая ее часть остается «свободной» от выполнения воинской обязанности по защите Родины и неподготовленной в военном отношении.
Необходимость развития новых направлений, форм и технологий подготовки молодежи к военной службе и военно-патриотического воспитания в современных условиях не вызывает сомнений.
Основные направления подготовки молодежи к защите Родины и военно-патриотического воспитания необходимо сочетать с традиционными и новаторскими формами клубной, военно-патриотической работы и технического творчества, такими как моделирование, программирование, конструирование радио- и робототехники, IT-технологии, кибербезопасность.
Чтобы быстрее влиться в воинские коллективы
Главная задача подготовки молодежи к защите Отечества и военной службе – создание необходимых условий, предоставление ей возможностей для получения глубоких и прочных знаний по военно-учетным специальностям, улучшения физического и духовного здоровья, повышения общеобразовательного уровня. В итоге это позволит будущим защитникам Отечества быстрее влиться в воинские коллективы.
Возросшие требования к комплектованию Вооруженных Сил Российской Федерации предполагают обеспечение у молодежи призывного возраста крепкого физического и духовного здоровья. Эти составляющие готовности к военной службе можно реализовать путем привлечения молодых людей к регулярным занятиям военно-прикладными и техническими видами спорта как неотъемлемой составляющей образовательной деятельности.
В этой связи назрела острая необходимость проведения таких форм работы с молодежью, как спартакиады, всероссийские, межрегиональные и региональные соревнования по отдельным видам спорта, таким как стрелковый, картинг, мотокросс, парашютный, планерный, военизированные эстафеты, военизированный туризм, гребля. Особого внимания заслуживает подготовка и сдача будущими защитниками Отечества норм Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО).
Деятельность спортивных секций и команд по самым различным видам спорта с массовым участием разных категорий молодежи позволит обеспечить Вооруженные Силы духовно и физически здоровым молодым пополнением.
Выполнение всего комплекса задач в сфере подготовки граждан к защите Отечества предполагает необходимость создания принципиально новой модели, способной соответствовать реалиям времени и новым тенденциям развития военной организации, позволяющей ориентироваться на образовательную деятельность, целенаправленно решать назревшие проблемы на системной основе – в процессе реализации долговременной стратегии с использованием современных технологий.
Подготовка граждан к защите Родины является задачей государства. Защита Отечества определена Конституцией Российской Федерации и включает высшие ценности государства, лучшие традиции, в соответствии с основами и устоями самой жизни российского общества, его интересами и целями.
Подготовка граждан к защите Отечества, приближенная к условиям военной службы, обеспечит понимание каждым гражданином своего долга и обязанности служения Отчизне. Не только основное содержание, но и специфические формы, методы и методики по защите Отечества при всем многообразии должны опираться на историческое и духовное наследие народа. Вся героическая и драматическая история Руси, величайшая культура и традиции России, лучшие нравственные силы нашего народа представляют собой многовековые корни духовных ценностей, являющиеся стержнем воинской доблести и боевого духа армии и флота.
Структура новой модели
В самом общем виде структура содержания новой модели образовательной деятельности по подготовке граждан к защите Отечества и военной службе включает:
- военно-гуманитарный компонент (военная история и культура, военная география, основы военных знаний, основы военной безопасности, основы военной службы, основы военного права);
- военно-техническую подготовку (технические, военно-технические знания и техническое творчество);
- подготовку по военно-учетной специальности (ВУС);
- физическую и военно-спортивную подготовку;
- формирование социально значимых и военно-прикладных навыков, умений, качеств (трудовых, общение и поведение в коллективе, самообслуживание, соблюдение гигиены, личной безопасности, соблюдение формы одежды).
В процентном соотношении из этих пяти компонентов наибольшее время выделяется на профильную – военно-техническую подготовку и подготовку по ВУС – не менее 50 – 60 процентов от общего объема. Физическая и военно-спортивная подготовка составляет примерно 20 – 25 процентов. Военно-гуманитарный компонент – около 15 – 20 процентов. Пятый компонент – не менее 5 процентов.
Однако методики проводимых занятий и мероприятий по военно-технической, подготовке по ВУС, физической и военно-спортивной подготовке должны предусматривать обязательное включение первого и пятого компонентов в их содержание. При этом обеспечивается единство и взаимосвязь обучения и воспитания в рамках реализации конкретного содержания взаимосвязанных направлений деятельности по формированию патриота – защитника Отечества.
Определение основ и разработка оптимального содержания учебно-воспитательного процесса, всей системы мероприятий, проводимых в ходе образовательной деятельности (ОД), является первоочередной задачей, требующей особого внимания и научно-методического обоснования.
Функциональный компонент системы ОД включает совокупность форм, методов, специальных (конкретных) методик, технологий, средств, использование которых в соответствии с содержанием подготовки молодежи к военной службе позволяет основные задачи этой деятельности решать в полном объеме и на уровне предъявляемых к ней современных требований.
Внедрить новые технологии
Создание направлений в рамках новой интегрированной модели ОД по подготовке к защите Отечества и военной службе и стратегии развития образовательных организаций основных субъектов в этой сфере в соответствии с новыми задачами потребует:
- значительной модернизации учебно-материальной (технической, спортивной) базы, ее совершенствования в целях обеспечения полной укомплектованности школ, клубов, секций, команд, кружков, особенно с учетом возрастания их общего количества во всех образовательных организациях;
- соответствующего повышения качественного уровня методического обеспечения деятельности военно-учебных и спортивно ориентированных образовательных организаций, повышения квалификации методистов, специалистов, преподавателей, тренеров, инструкторов и других категорий, представляющих учебно-методические кадры в сфере подготовки граждан к защите Отечества;
- овладения новыми специальными методиками и технологиями, особенно информационными, в целях повышения качества учебного процесса и мероприятий, проводимых вне его, повышения педагогического мастерства учебно-методических кадров в связи со значительным возрастанием их воспитательных функций, особенно в работе с детьми и «трудными» подростками.
Содержание военно-гуманитарного компонента, создаваемого заново, потребует специального учебно-методического и информационно-аналитического обеспечения, внедрения ряда новых технологий, используемых в сфере образования, а также применения самых различных форм, начиная с учебных занятий, тематических утренников, вечеров вопросов и ответов и включая викторины, смотры-конкурсы, экскурсии, фестивали.
Таким образом, обеспечение эффективного функционирования ОД по подготовке граждан к защите Отечества и военной службе требует комплексного развития и совершенствования уже используемых форм и методов, а также создания новых программ, проектов, методик и технологий, соответствующих новому качеству содержания учебно-воспитательной работы, направленной на формирование всесторонней готовности молодежи к защите Отечества.
Нужна новая учебная дисциплина
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 1999 года № 1441 (в редакции от 30 марта 2019 года) «Об утверждении Положения о подготовке граждан к военной службе» с 2000 года взамен начальной военной подготовки (НВП) был введен новый учебный предмет – «Основы военной службы» (ОВС), который кардинально отличался тем, что собственно военные предметы обучения занимали в нем незначительное место. Новые же темы имели более широкую направленность, раскрывали основы и особенности военной службы в более общем виде, излагали боевые традиции Вооруженных Сил России, символы воинской чести, понимание смысла защиты Отечества, выполнения воинской обязанности, основы здорового образа жизни.
Вместе с тем ОВС утратили самостоятельный статус, их объем значительно сократился, а преподавание осуществляется учителями по основам безопасности жизнедеятельности (ОБЖ), зачастую даже не имеющими представления о военной службе.
Выходом из создавшейся ситуации станет придание Основам военной службы статуса самостоятельной учебной дисциплины. Ее преподавание может быть возложено только на военнослужащих, пребывающих в запасе или в отставке, имеющих основы педагогических знаний.
С 1 сентября 2023 года во всех образовательных организациях введен новый курс «ОБЖ» с отдельными модулями «НВП».
Кроме того, экспертным сообществом, Генеральным штабом Вооруженных Сил Российской Федерации при поддержке Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации на расширенном «круглом столе» было принято решение о введении с 1 сентября 2024 года отдельного самостоятельного предмета, обязательного для изучения, «Основы безопасности и защиты Родины».
Также принято решение о комплектовании соответствующих должностей преподавательского состава гражданами, ранее проходившими военную службу по контракту на офицерских должностях, в приоритетном порядке – военнослужащими-участниками боевых действий.
Новая учебная дисциплина должна отражать изменения в военно-политической обстановке за последние годы, учитывать особенности современной молодежи, ее ценности, запросы, интересы, увлечения, а также начинающийся процесс реформирования сферы образования, который немыслим без значительного усиления ее воспитательного компонента.
Данная учебная дисциплина должна изучаться в 10 – 11-х классах в системе общего среднего образования, включать как минимум три этапа процесса ее преподавания.
Особое внимание в процессе прохождения курса следует уделить тем подросткам и юношам, которые решили связать свою жизнь с военной службой. Им важно получить наиболее полное представление о требованиях, предъявляемых к военнослужащим различных военных специальностей. Анализ причин неудач абитуриентов, отобранных военными комиссариатами и не поступивших в военно-учебные заведения, показывает, что некоторые выбрали не тот военный вуз, где они смогли бы найти свое призвание.
Основными элементами структуры новой учебной дисциплины «Основы безопасности и защиты Родины» представляются следующие:
- Россия – наше Отечество: патриотизм, служение, защита.
- Вооруженные Силы Российской Федерации – главный инструмент защиты Отечества, ядро военной организации государства.
- Военные угрозы безопасности России. Современные вооруженные конфликты с участием Вооруженных Сил Российской Федерации: характер, особенности, тенденции развития.
- Воинская обязанность, формирование готовности к защите Отечества и военной службе.
- Военная служба в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах.
- Основы гражданской обороны.
- Невоенные средства обеспечения защиты Отечества и военной безопасности, основы миротворческой деятельности Российской Федерации.
В процессе проведения учебных занятий по данным темам основное внимание должно быть уделено принципиально новым вопросам, остававшимся вне поля зрения НВП:
- развитие патриотизма, российской идентичности, мотивации к защите Отечества;
- военно-историческое воспитание, формирование исторической памяти, верности лучшим традициям мужества и героизма, стремления продолжать их;
- изучение особенностей современных вооруженных конфликтов, «гибридной войны», миротворческой деятельности, опыта участия в них Вооруженных Сил Российской Федерации;
- усиление военно-прикладной направленности занятий, особенно с использованием современных средств, методов, методик и технологий;
- широкое творческое использование лучших традиционных массовых и активных форм военно-патриотического воспитания, особенно таких как военно-спортивные игры, спартакиады, оборонно-спортивные оздоровительные лагеря, военно-туристические походы, поисковая деятельность, выставки, фестивали, конкурсы.
Меры по повышению уровня вневойсковой подготовки граждан к защите Отечества и военной службе
- Одной из первоочередных задач является принятие представленного в Комитет по обороне Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона «О подготовке граждан Российской Федерации к военной службе и защите Отечества», содержащего основы новой системы этой деятельности и ее обеспечения – с участием заинтересованных государственных органов, общественно-государственных организаций и общественных объединений военно-патриотической направленности.
- Необходимо разработать нормативные и правовые основы организации и деятельности патриотических и военно-патриотических объединений, клубов, поисковых отрядов, Постов №1, оборонно-спортивных оздоровительных лагерей с определением их статуса, задач, порядка взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, адресной поддержки, механизма финансирования на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.
- Разработать единую нормативную правовую базу, обеспечивающую все стороны организации и осуществления поисковой деятельности, начиная с регистрации поисковых отрядов и завершая контролем за их работой, а также поддержку их со стороны соответствующих государственных структур, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
- Обновить и конкретизировать применительно к изменившимся реалиям соответствующую нормативную правовую базу для решения вопросов активизации военно-шефской работы, создания механизмов постоянного взаимодействия с общественными объединениями патриотической направленности по выполнению важнейших задач военно-патриотического воспитания, подготовки молодежи к защите Отечества и военной службе, предоставления им учебно-материальной базы, выделения отдельных категорий военнослужащих, вооружения и военной техники, военного, специального и иного имущества для организации и проведения военно-патриотической работы.
- Разработать единые положения о военно-патриотическом объединении (клубе), оборонно-спортивном оздоровительном лагере, «Движении Постов № 1», комплексе «Готов к труду и защите Отечества», определяющие все основные вопросы их создания и функционирования (организации и проведения) на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.
-
Принять меры по возрождению шефства трудовых коллективов, деловых структур, районов, городов, областей, краев и республик над воинскими частями (кораблями) и подразделениями в целях повышения престижа военной службы, особенно путем активного и адресного использования информационных технологий.
Совместно с Советом при Президенте Российской Федерации по делам казачества представить Президенту Российской Федерации предложения по привлечению казачьих обществ к военно-патриотическому воспитанию молодежи, подготовке к военной службе, участию в обеспечении законности и правопорядка.
Оказать реальную помощь в повышении эффективности использования объектов, предназначенных для подготовки граждан к военной службе и военно-патриотического воспитания, включая образовательные организации, структуры молодежной политики, спорта ДОСААФ России и другие субъекты, выполняющие задачи в этой сфере деятельности в интересах военной безопасности, военной организации государства. - Рассмотреть вопрос о выделении президентских грантов общественно-государственным организациям, осуществляющим физкультурно-спортивную и патриотическую деятельность.
В возможно короткий срок
Таким образом, необходимо сделать все возможное для того, чтобы вопрос создания новой системы подготовки граждан к защите Отечества и военной службе был решен в самый короткий срок – при участии соответствующих министерств, ведомств, государственных органов и организаций.
Только в этом случае можно рассчитывать на успешное решение одной из наиболее важных задач российского общества и его военной организации, значение которой в сложный период их развития трудно переоценить.
Владимир Лутовинов, член Академии военных наук, профессор Института права и национальной безопасности РАНХиГС при Президенте Российской Федерации, доктор философских наук
(Полная версия статьи опубликована в № 5 (29) журнала МО РФ
«Военные комиссариаты России» за сентябрь – октябрь 2023 года)