Уважаемые господа атаманы и братья казаки!
Дорогие высокие гости!
Сердечно поздравляю Вас с юбилеем образования Центрального казачьего войска и желаю дальнейших успехов в деле служения России, Русской православной церкви и нашему общему казачьему делу.
Так уж случилось, что с момента своего рождения у истоков Дона, что в Новомосковском районе Тульской области, созданному Центральному войску пришлось пройти все испытания, которые принесли нашему государству непростые перестроечные годы. Однако, несмотря ни на что, Войско крепло, расширялось, осознавая себя и своё место в обществе и государстве. Далеко в прошлом остались сомнения и тревоги. Сейчас, оглядываясь на прошедшие годы, я с полной ответственностью могу заявить – Центральное казачье войско состоялось! За это Вам, уважаемые казаки, руководству нашей страны и лично Президенту Российской Федерации Владимиру Владимировичу Путину наше казачье Любо!
Сегодня Центральное Войско - это серьезная организация, занявшая своё достойное, а во многом также и уникальное, место среди других войсковых казачьих организаций. У нас есть будущее и мы его отчетливо видим.
К сожалению, в последний период времени в силу ряда различных причин, Войско практически остановилось в своем развитии. Немедленно появились признаки застоя, на смену которым очень скоро пришли попытки раскола организации. Войско перестало отвечать требованиям времени, стремительно теряя управляемость. Были нужны срочные меры, направленные на стабилизацию обстановки, устранение причин и условий, порождающих конфликтные ситуации.
В этой связи 22 февраля т.г. был проведен Большой войсковой круг, на котором был переизбран атаман войска.
Последующий процесс передачи властных полномочий, к сожалению, оказался достаточно болезненным – до сих пор в некоторых отделах (Рязань,Тверь, Москва) так и не смогли преодолеть зародившиеся при прежнем руководстве негативные тенденции, направленные на разобщение казаков.
Стало совершенно очевидным, что без глубоких структурных преобразований, кадровых перестановок и серьезных финансовых вложений решить задачу не удастся.
Сама задача усложнялась еще и тем, что кардинальную перестройку аппарата управления Войском нужно было провести быстро, но максимально деликатно, чтобы в «революционном» порыве не нарушить уже сложившиеся казачьи традиции, случайно не обидеть носителей уникальной казачьей культуры, не забыть наших уважаемых стариков.
В этот переломный для Войска момент, мы получили неоценимую помощь со стороны полномочного представителя Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе, председателя Совета при Президенте Российской Федерации по делам казачества Александра Дмитриевича Беглова и работников его аппарата.
В результате совместных усилий в кратчайшие сроки был решен вопрос о выделении помещения для размещения всех служб и подразделений Правления Войска и оснащении этого помещения современными средствами коммуникации.
Успешный поиск внебюджетных источников финансирования позволил быстро сформировать высокопрофессиональный коллектив офицеров органов управления Войском. Да, действительно, далеко не все из них могут похвастаться своей богатой казачьей родословной, но патриотизм этих людей, за плечами которых многие годы военной службы, преданность их делу казачества ни у кого сомнений не вызывают.
На принципиально новых условиях была сформирована кадровая служба, на которую сейчас легла основная нагрузка, связанная с войсковым строительством. Фактически впервые за все время существования Войска, объективно и принципиально был организован кадровый учет казаков. Уверен, что в прошлое безвозвратно ушли случаи бессовестного искажения отчетности и факты приписки несуществующего личного состава. Не менее принципиально организовано чинопроизводство – казакам теперь будут присваиваться чины с учетом имеющегося у них чина или воинского звания и занимаемой должности. Поголовного представления всех к чину «казачий полковник», как это было раньше, не будет.
Все кандидаты на присвоение чина в обязательном порядке пройдут специальную проверку, для организации которой будут использоваться возможности правоохранительных органов. В обязательном порядке будет проверяться легитимность наград, о награждении которыми заявляет сам казак. По всем случаям незаконного присвоения чинов и ношения наград будем проводить служебные проверки с последующим принятием соответствующих мер. Прошу понять меня правильно – время опереточных казаков и торговли погонами прошло. Надеюсь навсегда.
Набирает обороты и работа обновленного штаба Войска. Здесь надо сразу определиться с терминами, т.к. часто неправильно смешивают понятия «правление» и «штаб». Так вот, в сегодняшней конфигурации Войска – штаб – это начальник штаба и два сотрудника, закрепленные за основными функциями этого подразделения. Оперативно штабу придана также вновь созданная дежурная служба, состоящая из двух офицеров.
За неполные пять месяцев штабу удалось жестко отрегулировать служебный документооборот, объемы которого растут в геометрической прогрессии. Практически искоренены случаи утраты служебных документов. Создана и утверждена номенклатура дел и Табель отчетности.
На принципиально новый уровень поднята работа с призывниками – разработаны и согласованы с Министерством обороны учетные формы, введена в оборот справка, предназначенная для юноши-казака, подлежащего призыву на действительную срочную военную службы и подтверждающая его принадлежность к казачьему обществу. Разработана инструкция, детально разъясняющая как работать с такими документами. Проходит согласование проект положения о переходящем вымпеле Войскового атамана, который призван стимулировать работу отдельских казачьих организаций по призыву. Всё это стало возможным в результате хорошего делового контакта, который удалось установить с представителями Главного организационно-мобилизационного управления Генерального штаба ВС РФ и офицерами Западного военного округа.
Далее. Унифицирована работа со всеми локальными нормативными актами Войска – Вы вероятно уже заметили, как изменились приказы и указания, разрабатываемые новым штабом. Сейчас все документы строго соответствуют государственным стандартам.
Однако, и это самое важное, изменилась не только внешняя форма издаваемых документов, но и их содержательная сторона – планируемые Войском мероприятия стали значительно конкретнее и содержательнее. Это вопрос принципиальный – мы решительно отмежевываемся от «театральных», постановочных мероприятий, т.к. изначально нацелены на конкретный практический результат.
В октябре т.г. одновременно в нескольких регионах ЦФО штабом впервые была проведена выездная внеплановая инспекторская проверка. Перед проверяющими была поставлена задача объективно оценить ситуацию на местах в части исполнения отделами, а также первичными организациями, приказов и распоряжений Войскового атамана, которые касались учета казаков, организации делопроизводства, участия в проводимых призывных кампаниях.
Итог проверки, мягко говоря, удручающий. Исполнительская дисциплина ниже всякой критики. При этом атаманы, в качестве единственного оправдывающего по их мнению аргумента, в унисон заявляют – у нас нет денег на содержание штаба. Тогда позвольте спросить – а что Вами сделано для того, чтобы эти средства появились?
Единственный из всех проверяемых, как обычно, на высоте оказался Брянский отдел, что собственно не удивительно – каков атаман, таков и порядок в отделе. Я умышленно не называю остальных участников инспекционной проверки полагая, что они сами понимают - с такой ситуацией дальше мириться нельзя. Практика выездной проверки мной признана эффективной и штаб будет использовать этот метод контроля в обязательном порядке. Минимум раз в квартал в отделах будут появляться проверяющие.
Большие надежды подает и вновь созданная Служба безопасности Войска, перед которой стоят важнейшие по своей актуальности задачи. Я говорю о создании войсковой частной охранной организации и специализированных казачьих народных дружинах. Полагаю, что в такой подготовленной аудитории нет особого смысла говорить о значимости для государства этой работы. Предполагается, что созданные специализированные казачьи дружины в силу своей организованности и профессиональной подготовленности, смогут снять с органов полиции значительную нагрузку в непростом деле охраны общественного порядка, снижении уровня уличной преступности. Это серьезный кредит доверия со стороны государства и мы обязаны его оправдать.
К настоящему времени при Московском штабе народных дружин создан Войсковой специализированный казачий отряд численностью 100 человек. Сейчас завершена проверка отобранных кандидатов. Практически решен вопрос об экипировании и обучении этих казаков.
В самое ближайшее время путь создания специализированных казачьих дружин пройдут все отдельские и многие первичные казачьи общества и мы готовы оказать Вам в этом необходимое содействие.
Формирование нового облика Войска возложено на недавно назначенного пресс-секретаря Войска, уровень профессиональной подготовки которого позволяет надеяться на то, что этот процесс будет проходить максимально быстро и объективно.
Популяризации Войска будет служить и запущенный недавно новый войсковой интернет-сайт – многие из Вас уже с ним знакомы. Сейчас сайт находится в стадии наполнения, но очень скоро он войдет в нормальный рабочий режим.
Не прекращалась также и работа над дальнейшей модернизацией правового поля ЦКВ. Сейчас полным ходом идет согласование уставов первичных организаций, готовится новая редакция войскового устава.
Здесь я вынужден отметить, что процесс вхождения первичных казачьих обществ в государственный реестр идет неудовлетворительно. Причин этому много, но главное, как обычно, человеческий фактор. Я бы даже уточнил – атаманский фактор. В тех регионах, где у руля стоят думающие и ответственные руководители, ясно понимающие серьезность этой работы, процесс вхождения в реестр носит спокойный и планомерный характер. Таких атаманов у нас подавляющее большинство.
Однако, достаточно атаману ослабить внимание, переключиться на решение малозначительных проблем, потерять установленные Войском ориентиры - немедленно активизируются центробежные силы, стремящиеся разрушить созданную структуру.
Яркий тому пример - вопиющая ситуация, которая сложилась в Московском окружном казачьем обществе (атаман Макуров). Мало того, что московский отдел в течение длительного периода находился в состоянии длительных внутренних «разборок», так еще дошло до того, что ряд первичных базовых казачьих организаций был выведен из госреестра. Сейчас юридической службой Войска предпринимаются усилия, направленные на нивелирование ситуации, но для этого мы уже вынуждены использовать судебные механизмы.
Теперь несколько слов о международной деятельности Войска. По имеющимся у нас данным ЦКВ имело достаточно широкую сеть представительств за рубежом: в Сербии, Италии, Швейцарии, Чехии, Германии, Португалии, Австрии, Казахстане, Абхазии, Армении, Грузии. К сожалению, дефицит времени и расставленные приоритеты не позволили нам за короткий срок оценить реальный потенциал этих представительств, однако в самое ближайшее время мы проведем встречи с их руководителями и определим их дальнейшую судьбу.
Важнейшим направлением служебной деятельности мы считаем работу с профильными казачьими учебными заведениями всех образовательных уровней.
Традиционно добрые и конструктивные отношения у Войска сложились с Первым казачьим университетом и в этом безусловная заслуга его руководителя Валентины Николаевны Ивановой. В наших совместных планах максимальное использование потенциала существующей филиальной сети МГУТУ им. Разумовского для повышения образовательного уровня казаков, применение для этих целей современных образовательных методик, в том числе и дистанционное обучение.
Отдельное и самое пристальное внимание ЦКВ уделяло и будет уделять в будущем казачьему кадетскому образованию, которое традиционно организуется в форме кадетских корпусов и кадетских классов.
Абсолютным лидером кадетского образования в ЦКВ был и остается Московский казачий корпус им. М.А. Шолохова, который в 2010 году стал победителем Всероссийского смотра на лучший казачий кадетский корпус и получил переходящее знамя Президента Российской Федерации. Сегодня корпус –это центр патриотической, духовно-нравственной работы, деятельность которого имеет значение для всего Войска и мы будем продолжать уделять его работе постоянное внимание.
Всё громче о себе заявляет Кадетская школа-интернат Воронежской области - Верхнемамонский Матвея Платова казачий кадетский корпус, успешная деятельность которого стала возможной благодаря личному участию и заботе Губернатора Воронежской области А.В. Гордеева.
С весны этого года, в связи с известными событиями, в сфере интересов ЦКВ оказался Крымский казачий кадетский корпус. Инициатором дружбы с этим корпусом выступил московский областной отдел, который предложил организовать над ним шефство. Несмотря на совсем непродолжительный период нашего сотрудничества, уже есть и положительные результаты – не так давно в Крым ездила делегация от войска, которая приняла участие в мероприятиях корпуса и оказала ему посильную материальную помощь. В свою очередь, делегация кадетского корпуса участвовала в работе международного фестиваля «Казачья станица- Москва». В будущем мы намерены развивать эти отношения и постараемся как можно быстрее интегрировать это учебное заведение в нашу войсковую жизнь.
Несмотря на все сложности переходного периода, не снижался накал работы и по многочисленным целевым и тематическим мероприятиям.
Это безусловно, в первую очередь, работа по организации и проведению IV международного фестиваля «Казачья станица Москва» 13 сентября 2014 г. В целом, полагаю, что цели участия Войска в этом мероприятии были достигнуты.
Кроме того, представители Войска принимали участия и других не менее значимых и масштабных мероприятиях, среди которых празднование 700-летия преподобного Сергия Радонежского 16-18 июля 2014 г., празднование Дня воинской славы России - 634-й годовщины со дня проведения Куликовской битвы 21 сентября 2014 г., празднование 200-летия пребывания в Троице-Сергиевой Лавре Московской Духовной Академии 14 октября 2014 г.
В соответствии с решением Совета при Президенте Российской Федерации по делам казачества ВКО ЦКВ ежегодно участвует в общероссийских казачьих мероприятиях – Всероссийской Спартакиаде казачьей молодежи и Всероссийской военно-спортивной игре «Казачий сполох».
В этом году «Казачий сполох» проходил в период с 2 по 5 сентября. Ответственным за подготовку и проведение регионально-войскового этапа военно-спортивной игры был назначен атаман Брянского ОКО В.И.Игрунёв, который успешно справился с поставленной задачей. Соревнования проходили по одиннадцати дисциплинам, включая строевую подготовку, рукопашный бой, песни у костра и т.д. Всего в соревнованиях принимали участие 3 кадетских корпуса. Победителем первого (регионального) этапа игры стал Стародубский казачий кадетский корпус. Высокой оценки достоин, на мой взгляд, и Вячеслав Калинин, который возглавлял жюри и во многом благодаря усилиям которого состоялось это мероприятие.
Второй (всероссийский) этап проходил в Анапе с 26 сентября по 9 октября. Участвовало 13 команд. Команда ЦКВ заняло 7 место. Неплохо, но могло быть лучше. Отмечу личное достижение кадета Стародубского казачьего кадетского корпуса Никиты Разживина, который в личном зачете по огневой подготовке занял второе место среди 70 участников.
С 11 по 14 июля 2014 года на базе областного сборного пункта военного комиссариата Воронежской области, успешно прошла IV Спартакиада допризывной казачьей молодежи ВКО ЦКВ, в которой приняли участие около 100 молодых казаков из Белгородского, Воронежского, Восточного (из Ивановской и Костромской областей), Западного (из Тульской и Калужской областей) и Ярославского окружных (отдельских) казачьих обществ.
По результатам проведенной Спартакиады заняли:
I место - казаки Костромского ОКО (атаман Моршенченко В.П.),
II место - казаки Воронежского ОКО (атаман Карелин О.В.),
III место - казаки Калужского ОКО (атаман Комисаренко Б.В.).
Теперь несколько слов о работе по сохранению казачьей культуры. Центральный регион России, где проживают представители всех мест традиционного проживания казаков, всегда славился работами мастеров народных промыслов и ремесел. Во всех без исключения регионах округа не один год существуют самодеятельные творческие коллективы, способные стать украшением любого праздничного концерта. К примеру, в 2010г. курский студенческий ансамбль «Казачки» стал лауреатом всероссийского фестиваля «Казачий круг» и получил право выступить на сцене Большого Кремлевского дворца.
Думаю, что это направление деятельности Войска, напрямую связанное с духовным развитием членов казачьих обществ и популяризацией казачьего образа жизни, обязательно должно получить своё дальнейшее развитие. Полагаю, что именно самобытная казачья культура должна стать тем фундаментом, который объединит талантливых людей из всех войсковых коллективов, станет реальным воплощением понятия казачьего братства.
Не оставалась в стороне от ЦКВ и такая идеологически важная работа, как сбор и отправка гуманитарной помощи в Крым и на юго-восток Украины. Наиболее организовано эти мероприятия прошли в Московской, Рязанской, Ярославской, Орловской, Курской, Тамбовской, Калужской, Брянской, Белгородской областях, а также в городах Москве и Твери. В начале ноября в Новороссию от ЦКВ была также отправлена большая партия зимней обуви, средства на приобретение которой собирали, как говорится, всем миром.
В отчетном периоде в соответствии с требованиями Войскового устава регулярно проводились заседания Совета атаманов, на которых рассматривались наиболее важные вопросы жизни Войска: о работе ЦКВ по реализации Стратегии развития государственной политики Российского государства в отношении российского казачества до 2020 года, о подготовке к проведению ХХ отчетного Большого круга, о результатах проведения призывной компании, о текущих кадровых проблемах и т.д.
На заседание Совета атаманов регулярно приглашались представители федеральных органов исполнительной власти, московской мэрии, правоохранительных органов. Непосредственное и самое активное участие в работе всех заседаний Совета атаманов принимал лично заместитель полномочного представителя Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе, председатель постоянной окружной комиссии Совета при Президенте Российской Федерации по делам казачества в Центральном федеральном округе Андрей Вениаминович Ярин, а также работники его аппарата.
Внешние функции Войска в течение всего отчетного периода реализовывались в форме участия представителей ЦКВ в работе профильных комиссий Совета при Президенте Российской Федерации по делам казачества, созданных при федеральных органах исполнительной власти.
В соответствии с пожеланиями членов Совета атаманов, решением Войскового атамана все атаманы ОКО были закреплены за указанными комиссиями, что не только повысило их общий уровень информированности, но и установило персональную ответственность за эту работу.
Наиболее активное участие в работе комиссий приняли атаман Московского областного отдельского казачьего общества Г.Н.Сидорин, который представлял интересы войска в Министерстве иностранных дел и Тверской атаман С.В.Кайдаш, участвовавший в работе комиссии при Рослесхозе.
Однако, вне всяких сомнений, основная работа проводилась не в Москве, а на местах областными (окружными) казачьими организациями непосредственно совместно с администрациями и правительствами регионов и муниципальных образований. Именно по уровню и качеству этой работы подавляющее большинство граждан оценивают работу войска в целом.
И здесь вновь существенную помощь областные атаманы регулярно получали от аппарата полномочного представителя - в процесс развития казачества в регионах были активно подключены главные федеральные инспектора, что в ряде случаев оказывалось единственно возможным способом решения той или иной проблемы.
Сегодня я с удовлетворением отмечаю конструктивный уровень взаимоотношений, который сложился у казаков в Воронежской, Тульской, Брянской и ряде других областей. Именно благодаря усилиям руководителей этих регионов, их заботе и поддержке, у казаков появилась, наконец, реальная возможность реализовать на практике свой потенциал и легитимно войти во власть.
Отдельное казачье «любо» хочу сказать столичному градоначальнику Сергею Семеновичу Собянину, который с отеческой заботой и пониманием относится к нашим инициативам, помогая нам решать масштабные задачи, причем не только в интересах города Москвы.
Переходя к оценке уровня взаимоотношений, сложившихся у Войска с представителями Русской православной церкви, очень хотелось бы сказать, что они складывались в духе доброго соработничества. Однако это будет верным лишь отчасти. Вы безусловно понимаете, что я имею в виду тот непростой период, который предшествовал моему избранию Войсковым атаманом.
К чести всех войсковых священников, окормлявших Войско на этом этапе, они с успехом сдали экзамен на профессиональную пригодность и духовную зрелость, а те безответственные руководители, которые пытались втянуть духовенство в конфликт, сами оказались посрамлены.
Но всё это уже достояние истории. Сейчас отношения со священством складываются действительно в духе братского сотрудничества – войско активно откликается на все инициативы, исходящие от руководства Церкви. В свою очередь и наши духовные требы удовлетворяются в полном объеме.
Нынешний войсковой священник о.Марк, утвержденный на должность Святейшим Патриархом Кириллом, давно стал наш добрым пастырем, который активно участвует в повседневной жизни войска и укрепляет боевой дух казаков, за что ему наше казачье «любо».
Говоря о будущем, мы надеемся на молитвенное покровительство нашего Первосвятителя – Святейшего Патриарха Московского и вся Руси Кирилла, а также на поддержку и благословение со стороны главы синодального комитета Высокопреосвященнейшего Кирилла, Митрополита Ставропольского и Невинномысского. Верим, что доброе сотрудничество между Церковью и казачеством, начало которому было положено в эти два десятилетия, еще более окрепнет и оздоровится, что все проблемы и недопонимания будут разрешены. Как было отмечено Высокопреосвященнейшим Митрополитом Кириллом в одном из его выступлений, казаки– это те люди, которые, несмотря на сложную нынешнюю ситуацию, смело свидетельствуют о своей принадлежности к Православной Церкви. Верю, что благодаря взаимовыручке и терпению друг друга, мы преодолеем любые преграды.
Таковы итоги нашей работы за отчетный период.
Теперь позвольте вкратце обозначить основные векторы нашего развития на ближайшее будущее.
С учетом складывающейся в Округе политической обстановки, на передний план объективно выдвигаются задачи по повышению надежности и активности казаков в их повседневной службе по защите России и церкви.
Это означает, одним из важнейших направлений нашей служебной деятельности останутся вопросы призыва казаков на военную службу. И здесь надо смело искать и использовать новые формы рекрутинговой работы, которые будут на понятном для молодежи языке рассказывать о том, что сейчас служить Родине не только престижно, но и экономически целесообразно.
Получит дальнейшее развитие процесс создания специализированных казачьих дружин. На этом этапе со всей остротой встанет вопрос боевого слаживания региональных подразделений и построения единого войскового механизма, способного решать служебные задачи по всей территории федерального округа. Параллельно будет совершенствоваться нормативно-правовая база, регламентирующая деятельность этих подразделений.
На проектную мощность должна выйти создаваемая Войском частная охранная организация «Казачья стража». В ближайшее время будет определён перечень объектов, подлежащих охране и сформирован необходимый для успешной работы портфель контрактов. Органы управления «Казачьей стражи» будут находиться в Москве, а в регионах на правах филиалов будут созданы дочерние организации. Это позволит проводить единую политику, установленную в Войске, контролировать эффективность использования сил и средств «Казачьей стражи».
Чуть подробнее остановлюсь на создании Казачьего центра военно-патриотического воспитания, работа над которым ведется по поручению Президента Российской Федерации. Главная цель, которую преследуют разработчики - формирование эффективной системы подготовки казаков к государственной службе. Предполагается, что в следующем году будет разработана вся нормативная документация, а с 2016 года начнется финансирование Центра.
Центр, фактически являясь образовательным учреждением дополнительного образования казаков, сможет осуществлять свою деятельность как в учебных организациях федеральных органов исполнительной власти (Минобороны России, МВД России, МЧС России, ДОСААФ России и т.д.), так в перспективе и на собственной базе.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, общественные организации и объединения также смогут участвовать в работе Центра через региональные (муниципальные) попечительские советы, либо в процессе подготовки и реализации совместных целевых программ, проектов и планов.
Обучаться в Центре будут казаки в возрасте от 7 до 60 лет. Для каждой возрастной категории будет разработана своя образовательная программа, состоящая из четырех базовых этапов (ступеней). Таким образом, Центр сможет стать для казака настоящей опорой на протяжении всей его активной части жизни.
Вне всяких сомнений будет продолжаться работа по участию Войска в плановых и календарных мероприятиях, в том числе и проводимых Русской православной церковью, а также работа наших представителей в профильных комиссиях в министерствах и ведомствах.
В ближайшее время, вероятно, изменится и численность ЦКВ за счет включения в его состав казаков Вологодского отдела, казаков Санкт-Петербурга и казачьих обществ на северо-западе России (об этом мы поговорим чуть позже).
Таковы основные события, которые ждут нас в ближайшем будущем.
Однако, прежде чем закончить свой доклад, прошу Большой круг рассмотреть моё предложение о признании заслуг перед войском Игнатьева Бориса Борисовича и присвоению ему звания «Почетного атамана войска» (посмертно).
Кроме того, предлагаю создать в Войске галереи портретов наиболее авторитетных атаманов и казаков (в том числе участников ВОВ, ветеранов боевых действий, награжденных орденами и медалями СССР, России, а также иными высокими государственными наградами).
Доклад окончен, благодарю за внимание.
Слава Богу, что мы казаки!