6 мая Православная Церковь празднует день памяти святого великомученика Георгия Победоносца. Со времен Куликовской битвы святой Георгий считается покровителем Москвы и российского воинства.
6 мая Православная Церковь празднует день памяти святого великомученика Георгия Победоносца. Со времен Куликовской битвы святой Георгий считается покровителем Москвы и российского воинства.
Земная жизнь Святого Георгия, именуемого также Георгием Каппадокийским, была короткой - всего 30 лет. Он родился в Каппадокии, на территории современной Турции, в семье знатных и благочестивых родителей-христиан. Его отец мученически погиб за христианскую веру. Был молод и храбр, прекрасен собой и отмечен Божией благодатью. Георгий вскоре обратил на себя внимание и заслужил расположение своего начальства. Будучи 20 лет от роду, он был назначен военачальником и почтен высокими наградами от самого императора Диоклетиана (284-305). Занимая высокую должность комита в царском войске, Георгий сделался одним из приближенных к царю людей, членом царской свиты. Диоклетиан не знал, какую веру исповедует Георгий. Между тем настало ужасное время для всех христиан.
Лишь только начались гонения на христиан, Георгий стал готовиться к смерти: отпустил на свободу своих рабов, имущество раздал бедным. Считая для себя неприличным пользоваться покоем и наслаждаться земными благами в то время, когда его собратья по вере страдают, и особенно оставаться в такое тяжкое время тайным христианином, Георгий решил торжественно исповедать имя Христа и принять мучения за Него.
Один раз, когда сам император в совете своих близких сановников обсуждал дела и изыскивал меры к истреблению христиан, Георгий с молитвенным восторгом и полною решимостью обратился к императору с обличающей речью. «Доколе?..- вопросил он. - Доколе ты, царь, и вы, почтенные советники, поставленные блюсти закон и судить по правде, будете творить беззаконие? Доколе будете возводить гонение на христиан?.. Вы достигли уже крайней степени неистовства! Вы хотите мучениями заставить согласиться с вашим безумием тех, которые просвещены познанием истинного Бога... Не обольщайтесь! Идолы ваши - не боги. А есть лишь один Бог, Иисус Христос, един Он Господь во славе Бога Отца, сотворившего небо и землю и содержащего всё Духом Святым... Так не смущайте же своим безумием познавших Истину!..»
При этих словах Диоклетиан не в силах был сдерживать свой гнев и с раздражением приказал тут же находившимся воинам изгнать Георгия из собрания и заключить в темницу. В темнице отнеслись к Георгию с величайшею жестокостью: положили его на землю, на его ноги надели тесные и тяжелые колодки, а на грудь навалили тяжелый камень, и в таком положении мученик должен был провести всю ночь. Терпя эти бесчеловечные муки и издевательства, святой Георгий не высказал ни одного слова жалобы или сетования, а терпеливо и спокойно, с молитвою на устах благодарил и прославлял Бога.
В последний день земной жизни святого Георгия император предложил ему новое испытание - предлагал ему стать своим соправителем. Святой мученик с мнимой готовностью ответил, что императору с самого начала следовало не мучить его, а оказать подобную милость, и при этом выражал желание немедленно идти в капище Аполлона. Диоклетиан решил, что мученик принимает его предложение, и последовал с ним в капище в сопровождении свиты и народа. Все ждали, что святой Георгий принесет жертву богам. Он же, подойдя к истукану, сотворил крестное знамение и обратился к нему, как к живому: «Ты ли хочешь принять от меня жертву как Бог?». Бес, обитавший в идоле, закричал: «Я не Бог, и никто из подобных мне не Бог! Един Бог только Тот, Которого ты проповедуешь. Мы из служащих Ему ангелов сделались отступниками и, одержимые завистью, прельщаем людей»... После слов великомученика: «Как же дерзаете вы быть здесь, когда сюда пришел я, служитель Истинного Бога?», послышались шум и плач, идолы пали и сокрушились. Поднялось всеобщее смятение. Видя страдания святого Георгия, его веру и мужество, многие язычники уверовали во Христа.
Разъяренные жрецы при виде этого бросились на Георгия и стали бить его, взывая к Диоклетиану: «Погуби волхва сего, царь, погуби, пока он не погубил нас!..» Молва о случившемся быстро распространилась по городу. Царица Александра, бывшая до сих пор тайной христианкой, решила теперь открыто исповедовать веру. Разгневанный царь приказал сей же час отрубить головы им обоим - Георгию и своей супруге, добровольно избравшей мученичество... На месте казни Георгий в своей молитве просил Господа, чтобы Он простил мучителей, не ведавших, что творящих, и привел их к познанию Истины. Спокойно и мужественно Святой преклонил свою голову под меч. Произошло это событие 23 апреля (6 мая) 303 года в Никомедии – более 1700 лет назад. Но мученичество святого Георгия было подобно триумфальному шествию победителя, а его смерть - коронованию. «Так,- писал церковный историк, - доблестный воин царя земного стал победоносным воином Царя небесного». Стойкость и мужество воина во время испытаний были связаны с силой Христовой молитвы и спасительного креста святого Георгия, геральдическое изображение которого символизировал впоследствии красный крест на белом поле. Пройдет всего десять лет - и святой равноапостольный царь Константин, один из преемников Диоклетиана на римском престоле, прикажет начертать на знаменах Крест и завет, запечатленный кровью великомученика и Победоносца Георгия и тысяч неведомых мучеников: «Сим победиши»...
Выходец из Сирии, римский полководец, святой великомученик Георгий совершал свои земные подвиги вдали от нас, но богатырство и удаль, мужество и стойкость сделали его родным духу славянского благочестия. Каждому из нас близок и дорог образ светлого юноши на белом коне, поражающего копьем чудовище. Во всех концах земли Российской сияет лик святого Георгия Победоносца, слышится звонкая поступь его скакуна – нет епархии, где во имя его не созидались бы храмы, не прибегал бы к его заступничеству с теплой молитвой народ православный. Образ святого Георгия с мечом в XI-XIII веках украшал и личные печати князей Андрей Боголюбского, Всеволода Большое Гнездо, Георгия Всеволодовича. В царствование Федора Иоанновича монету с изображением святого Георгия давали за храбрость воинам для ношения на шапке или рукаве.
К заступничеству дарующего победу небесного воителя обращались в своих молитвах не только князья, но и простые землепашцы и воины, называя его - Егорием Храбрым и Егорием-Воином, чудотворцем и змееборцем Георгием, прикладывая к его имени постоянный эпитет - Победоносец. Сколько песен, былин и сказаний сложили славянские народы о Георгии Храбром - светлом витязе, крылатом вожде и могучем богатыре Егории, свет, Храбрый - называли его в народе. Да и само слово «храбрый» происходит от более древнего «храбрь», означающее - борец за христианство и подвижник. В белорусском фольклоре святой Георгий известен с давних пор под именем Рай, в украинском - Урай, а в сербо-хорватском - Юрай... Не отсюда ли идёт боевой клич воинов-победителей и знаменитое русское «ура» - с которым солдаты Великой России поднимались в яростные штыковые атаки и громили вооружённого до зубов врага?!
Возможно, поэтому белый крест Святого Георгия Победоносца в виде ордена был самой чтимой наградой для офицера в дореволюционной России. Отдавая должное воинской славе Русской армии и стремясь упрочить свое влияние на военных, Екатерина II утвердила 26 ноября 1769 года Императорский Военный орден Святого Великомученика и Победоносца Георгия. «Ни высокая порода, ни полученные пред неприятелем раны, не дают право быть пожалованным сим орденом: но дается оный тем, кои не только должность свою исправляли во всем по присяге, чести и долгу своему, но сверх того отличили еще себя особливым каким мужественным поступком» – гласил статут ордена, который давался только за конкретные подвиги в военное время и стал исключительно воинской наградой. Девиз ордена - «За службу и храбрость». «Орден святого Георгия никогда не снимается; ибо оный приобретается заслугами» - так значится в статуте этой награды. И сегодня в современной наградной системе России существует орден Святого Георгия, причем звезда и крест ордена были идентичны царской награде.
Внимательно всмотритесь в герб нашего государства, центральным изображением которого стал щит с изображением святого великомученика Георгия Победоносца. Русь Православная, разметнувшаяся на полсвета – это прообраз Иерусалима Небесного. Солнце, как образ Господа нашего Иисуса Христа, Сына Божия, освещающего и просвещающего сердца русских любой, ни на минуту не оставляет новую Землю Обетованную без своих лучей и тепла. Оно, еще не успев закатиться за край горизонта на Западе, у берегов Балтийского моря Калининградской области, уже восходит на Востоке.
У Бога всё премудро и гармонично устроено. Став духовным преемницей Великой Православной Империи – Византии, Россия подвергается самым массированным и изощренным атакам со стороны сил зла. Но все попытки князя мира сего стереть с лица земли святые храмы и расправиться с Православием, обречены на провал. Ибо стоит на защите света и добра святой великомученик Георгий Победоносец.
Игорь Кучменко