Нюрнбергский процесс - главный суд ХХ века, проведенный Международным военным трибуналом в Нюрнберге с 20 ноября 1945 года по 1 октября 1946 года. Беспрецедентный в своем роде, где впервые на скамье подсудимых оказались первые лица целого государства, обвиняемые в совершении военных преступлений и геноциде. Но мало кто знает, что особую ценность для истории всего мира, представляют записи составленные Галиной Хромушиной по ходу Нюрнбергского процесса. Несколько месяцев она была на заседаниях трибунала, работая там в качестве корреспондента ТАСС.
Гвардии старший лейтенант Галина Федотовна Хромушина родилась в 1918 году в семье потомственного казака, в станице Каменская области Войска Донского. Сейчас это город Каменск-Шахтинский Ростовской области. Ее отец пропал без вести в гражданскую войну, мать была учительницей географии. С трех лет она воспитывалась в семье ее двоюродной сестры Валентины. Помимо школы, девушки получили отличное домашнее образование, где выучили французский и немецкий языки. К тому же, обе девочки прекрасно рисовали. Валентина стала художницей, а Галя 1 сентября 1937 года стала студенткой исторического факультета Московского института истории, философии и литературы имени Н.Г.Чернышевского. Там она получила блестящее образование. И теперь в ее арсенале была латынь, английский и итальянский языки.
Но прежде чем попасть на главный суд XX века, Галина прошла Великую Отечественную войну. Добровольно вступила в ряды 3-й Московской коммунистической дивизии РККА в октябре 1941 года. К слову, вместе с ней в ряды данной дивизии вступил профессор ИФЛИ Л.Е.Пинский, известный историк А.Л.Сидоров и другие представители московской интеллигенции. После нескольких месяцев на фронте в качестве сандружинницы, где она спасла немало бойцов и командиров, ей было присвоено звание - младшего политрука и Галина была переведена в 70-й отдел политотдела армии, а затем в политуправление Северо-Западного и 2-го Белорусского фронтов. Партизанская война в Белоруссии, как и на всей временно оккупированной территории Советского Союза, носила интернациональный характер. На нашей стороне, против фашистских оккупантов героически сражались сотни сербов, хорватов, румын, венгров, австрийцев, французов, бельгийцев, а также немецких патриотов антифашистов. Их девизом стал – «За нашу и вашу свободу!». Они добровольно пришли в партизанские отряды, где все вместе сражались против нацистов, вели пропагандистскую работу среди немецких солдат и офицеров гитлеровской армии. Их деятельность направлял немецкий Национальный комитет «Свободная Германия». Комитет был организован в 1943 году в Советском Союзе по инициативе эмигрировавших немецких коммунистов. Советское правительство высоко оценило их заслуги в борьбе против фашизма. Многие награждены орденами и медалями Советского Союза.
В январе - феврале 1944 года Национальный Комитет «Свободная Германия» внес предложение послать в Белоруссию, в партизанский край группу военнопленных немцев. Цель: агитация среди немецких солдат и активная деятельность по разложению немецких войск. Советское командование пошло навстречу этой инициативе. Группа «117» находилась с партизанами с марта по июль 1944 года. Эта группа была сформирована из немецких антифашистов в 1944 г. и действовала в тылу вермахта в Белоруссии. Цель - идеологическое разложение вражеских войск, а также получение важнейших разведывательных данных. За время действия группа выпустила около 40 видов листовок. Галина Хромушина была «мозгом» группы «117». В ней самым лучшим образом раскрылись казачьи гены. Она сочетала в себе привлекательную южную внешность с мужественным и отважным характером, где ее образованность и наличие высокой культуры, составили портрет настоящей донской казачки. Группой «117» в 1944 году была добыта уникальная информация. Кроме того, благодаря деятельности разведчиков в плен сдались 12000 солдат и офицеров немецкой группы армий «Центр», что позволило избежать ещё большего кровопролития.
Прошло 80 лет со дня Великой Победы, но в истории Великой Отечественной войны еще немало секретов. Есть в ней и забытые страницы, одну из которых мы вспомним сегодня. Она непосредственно касается нашей героини. Обратимся к статье Юрия Шарапова – фронтовика, доктора исторических наук, где он писал о борнхольмской операции в мае – июне 1945 года:
«Мы располагаем двумя архивными публикациями, посвященными борнхольмской операции в мае - июне 1945 года. Первую из них "Освобождение о.Борнхольм" подготовили генерал-майор В.В.Гуркин и полковник ОТ. Гуров. В этой публикации использованы документы Центрального архива Министерства обороны СССР, большинство из них были опубликованы впервые. Вторая появилась на страницах журнала «Исторический архив» в 1996 году, №3 - «Советский десант на датском острове Борнхольм. Докладная записка старшего лейтенанта Г.Ф.Хромушиной. Июнь 1945 года». Обе эти документальные публикации дают картину событий в северной Европе вскоре после победы в Великой Отечественной войне. Продвигаясь на запад по балтийскому побережью войска 2-го Белорусского фронта под командованием Маршала Советского Союза К.К.Рокоссовского к 5 мая 1945 года освободили от противника острова Воллин, Узедом, Рюген. И лишь на о.Борнхольм оставались гитлеровские войска, отказавшиеся капитулировать и как бы нависавшие над правым флангом 2-го Белорусского фронта. Чтобы ликвидировать эту угрозу, 9 мая торпедные катера Балтийского флота высадили в порту Рённе десант, вслед за которым прибыли три дивизии 132-го стрелкового корпуса, которым командовал генерал-майор Ф.Ф.Коротков. В соответствии с директивой Ставки Верховного Главнокомандования он вручил губернатору о.Борнхольм фон Стеманну текст официального заявления, в котором указывалось, что остров занят советскими войсками временно и командование этих войск не будет вмешиваться в дела датской администрации. Командованию советских войск предстояло войти в контакт с губернатором фон Стеманном, датским правительством в Копенгагене, а также группой англо-американских военно-морских сил и иностранными журналистами, тотчас прибывшими на о.Борнхольм. Для этого нужны были опытные работники, владевшие несколькими европейскими языками. Политуправление 2-го Белорусского фронта оперативно сформировало такую группу с учетом немаловажного обстоятельства: с датской стороной было целесообразнее и предпочтительнее обращаться не на языке недавних оккупантов, а на английском и французском. Выбор пал на гвардии старшего лейтенанта Г.Ф.Хромушину. Она находилась непосредственно при генерал-майоре Ф.Ф.Короткове и от его имени вела все переговоры с датской администрацией, в том числе во время визита в Копенгаген, где генерал-майор Коротков был принят королем Дании Христианом X.
В докладной записке на имя начальника 7-го отдела Политуправления 2-го Белорусского фронта, датированной 10 июня 1945 года, гвардии старший лейтенант Г.Ф.Хромушина подробно изложила ход событий на острове Борнхольм. «Ко времени нашего прибытия на остров обстановка там была очень напряженной», - писала она. И объяснила причину: гитлеровцы имели на острове небольшой гарнизон, но он с февраля 1945 года стал пополняться тысячами прибывших немцев из Восточной Пруссии. Оккупанты стали выкачивать у местного населения сельскохозяйственные товары, продукты питания, ввели карточную систему на основные продукты питания и ширпотреб, значительно ограничили ввоз товаров на остров, распустили полицию. На острове возникло партизанское движение, направленное против оккупантов. Хромушина не скрывала того, что «факт занятия острова был широко использован неблагожелательными датскими и шведскими элементами против нас.»
Впоследствии Галина Хромушина не раз возвращалась в воспоминаниях к этим дням, которое можно прочесть в статье Юрия Шарапова, полностью. Сейчас мы приводим отрывки из его статьи, чтобы хоть немного познакомиться с личностью Галины:
«На рассвете 3 июня 1945 года английский адмирал Хот подписал краткую шифровку: «Русское влияние в копенгагенских военных и правительственных кругах стало непреодолимым. Вряд ли датчан удастся склонить пропустить наш флот к Борнхольму», а в один из апрельских дней следующего года борнхольмский губернатор, проводив последнего советского солдата, донес в Копенгаген, что осуществляет всю полноту власти над суверенной борнхольмской территорией Датского королевства. Советский вклад в сохранение мира на Балтике, суверенитета и целостности территории Дании был высоко оценен датским королевским правительством. Оно наградило генерал-майора Советской Армии Федора Федоровича Короткова почетнейшей национальной наградой - орденом Белого Слона за безупречное руководство борнхольмской мирной операцией Советских Вооруженных Сил. В ее честь учредило медаль «За Данию» и в числе первых советских военнослужащих удостоило ее гвардии старшего лейтенанта Галину Хромушину».
Далее в статье приводится подробная докладная записка Хромушиной, где она подробно изложила все обстоятельства, связанные с поездкой делегации советских вооруженных сил в Копенгаген, подчеркнув, что «прием в Копенгагене прошел в исключительно благожелательной и радушной обстановке». В 1981 году 9 мая в газете «Комсомольская правда» был опубликован репортаж В.Кислова «Дом у гавани». В нем журналист рассказал о своей беседе с борнхольцем Вальдемаром Свартом, где тот поведал гостю: «Ведь мы сейчас стоим под окном комнаты, где в мае 1945 года поселились два русских солдата, участвовавших в освобождении Борнхольма от гитлеровцев». Вскоре Вальдемар Сварт положил на стол чуть пожелтевшую от времени вырезку из борнхольмской газеты за 30 мая 1945 года с фотографиями. На одной из них запечатлен советский солдат, беседующий с двумя датскими полицейскими. И Вальдемар разъясняет корреспонденту, что в 1944 - 1945 гг. датские полицейские оказывали существенную помощь в борьбе с нацистами в годы войны. А подпись ко второму снимку гласит: «Лейтенант Красной Армии Хромушина. В мирное время она изучала историю». Со страницы газеты на нас глядит улыбающаяся Галина. А по свежим следам событий начала лета 1945 года в Копенгагене была выпущена книга В.Енсена «Русские на Борнхольме». На странице №74 речь там идет об «очаровательном солдате, гвардии старшем лейтенанте, фрекен Галине Хромушиной». На обложке этой книги десять портретов, они обрамляют заголовок издания. В числе воинов Красной армии там портреты генерала Ф.Ф.Короткова и гвардии старшего лейтенанта Г. Ф. Хромушиной. Вот несколько отрывков из этой книги:
«В городе Рённе у меня была возможность разговаривать с военнослужащими женщинами, в том числе с госпожой Галиной Хромушиной, гвардии лейтенантом, о которой позднее несколько раз упоминали в копенгагенских газетах. Первый раз я встретил их на площади «Сванек», там я увидел женщин военнослужащих, которые непринужденно общались с военнослужащими мужчинами. Прежде чем они поняли, что я понимаю по-русски, я имел возможность понаблюдать за ними, и я был удивлен тому прекрасному дружественному обращению, которое имело место между амазонками и солдатами-мужчинами... Русская женщина старший лейтенант госпожа Хромушина - молодая приятная дама, она стройная и небольшого роста, и она держится с достоинством и очарованием. И, как говорят ее коллеги-мужчины, ее очень любят в ее полку, и не удивительно, что ее коллеги офицеры используют игру слов, когда есть возможность пошутить. Дело вот в чем. Ее друзья иногда в шутку говорят «Страшный лейтенант» вместо «Старший лейтенант», так как по-русски эти два слова звучать очень похоже, но означают совсем разное. Страшной ее никак нельзя назвать. Несмотря на изящную фигуру и нежное лицо молодой девушки, она внушает уважение. За нежными чертами лица угадывается непоколебимая сила. Да, старший лейтенант Хромушина явно была в состоянии держать своих товарищей мужчин на расстоянии, если это было необходимо».
Далее, статья Юрия Шарапова продолжает рассказывать о докладной записке Хромушиной, которая завершалась признанием, что «население перестало бояться нас, на воскресные концерты народ съезжается даже из соседних местечек, полностью восстанавливается нормальная жизнь». А корреспондент ТАСС Косов заявил, что весьма положительную роль сыграло то, что в переговорах, на приемах и на торжествах в Копенгагене Красная Армия была представлена советской девушкой.
Так завершилась эта операция советских Вооруженных Сил на исходе Второй Мировой войны. Она продемонстрировала конструктивные, миролюбивые намерения и цели Советского Союза. И совсем нелишне об этом вспомнить, в особенности сегодня.
Галина демобилизовалась лишь в мае 1946 году. Она работала корреспондентом ТАСС на Нюрнбергском процессе. В семейном архиве сохранились четыре блокнота записей, которые она часто вела стенографически, подробно описывая, как ведут себя участники процесса, во что одеты, где сидят и т.д. После Нюрнбергского процесса Галина Хромушина работала в ТАСС, затем - в журнале «Новая и новейшая история». Среди наград Галины имеется советский орден Красной Звезды и датская медаль Свободы 1946 года. Галина Фёдоровна Хромушина ушла из жизни в 1962 году. Похоронена в военном секторе Преображенского кладбища в Москве.
Примечательно, что в экспозиции Красногорского филиала Музея Победы один из разделов посвящён истории знаменитой группы «117», где есть фотография настоящей донской казачки Галины Хромушиной.
Московское ОкрКО - ВКО ЦКВ