О роли казачества в зоне специальной военной операции (СВО), проводимой Российской Федерацией на Украине рассказал доброволец отряда ВКО ЦКВ “Хопёр” с позывным “Атаман”. Интервью с «Атаманом» взял советник Верховного Атамана СКВРиЗ Антон Бредихин.
Гуманитарный конвой, организованный общероссийской организацией “Офицеры России”, Землячеством ростовчан “Донская станица”, АНО “Вектор” доставил в добровольческий казачий отряд “Хопер” на Кинбурнскую косу ряд необходимых бойцам грузов. В рамках миссии появилась возможность взять интервью и комментарии по актуальным вопросам проведения специальной военной операции и роли в ней казачества.
Бредихин А.: Казачьи добровольческие формирования, которые находятся в зоне СВО, в основном, состоят из представителей и реестровых и общественных казачьих организаций. Не является ли это неким призывом, который послужит очередным сигналом к единству казаков?
“Атаман” (далее – А.): Наверное, к этому всё и придет. Вот я - реестровый казак. В нашем отряде находятся и казаки из СКВРиЗ, других общественных организаций. И все они, участвуя в военной операции, поддерживают решение Президента о ее проведении. Это ли не показатель единства?
Бредихин А.: Не так давно, митрополит Ставропольский и Невиномысский Кирилл, являющийся председателем Синодального комитета по взаимодействию с казачеством, был назначен председателем Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными органами. Не говорит ли данный факт о том, что Патриарх Московский и всея Руси Кирилл тем самым дает высокую оценку деятельности добровольческих казачьих отрядов в зоне СВО?
А.: Считаю, что - да. Казаки не раз спасали Отечество, когда оно находилось в опасности, и стояли насмерть. Сейчас происходит процесс, когда войсковые казачьи общества решением высшей власти будут ближе к силовым структурам, станут их неким резервом.
Бредихин А.: Исторически в казачьих обществах находился православный люд. Они являлись абсолютным большинством. Тем ни менее, представители других традиционных вероисповеданий имели место быть среди казаков.
А.: Таких примеров много. Они существуют и в наши дни. Мы можем видеть подобные факты в нашем отряде «Хопер». Вот вы недавно беседовали с замполитом подразделения, его позывной «Рахматулло», он - татарин по национальности.
Бредихин А.: Есть ли в отряде окормляющий священник?
А.: Буквально недавно приезжал священник из Новохопёрска. Он крестил моих внуков, венчал. Священнослужитель приезжал проведать казаков. Встречался не единожды с нами и войсковой священник ВКО ЦКВ иерей Марк Кравченко. Он проводил богослужения, участвовал в верстании. Отец Марк всячески поддерживает добровольцев отряда.
Бредихин А.: Что, на ваш взгляд, представляет собой казачество?
А.: Этот вопрос спорный как для меня, так и для других казаков. Не все казаки находятся на государственной службе. Если он - казак по роду, но ему по объективным причинам тяжело служить (возраст, здоровье не позволяет) он будет помогает своим братьями не останется в стороне. В прошлых веках казаки активно участвовали в формировании Российской империи, основная масса земель присоединена к России казаками. Урал, Западная и Восточная Сибирь – эти огромные территории, которые осваивались именно казаками.
Бредихин А.: А вот вопрос злободневный: не раз приходилось общаться с участниками СВО о том, что здесь, вдоль линии фронта, казаки воюют с казаками. Украина на протяжении последних 30 лет трактовала себя как казачья держава. Так и сейчас среди ВСУ много казаков. Каково Ваше мнение к подобной ситуации?
А.: Вопрос весьма сложный.. Однако, озвучу свою личную оценку происходящему. Так довольно часто бывало, когда на одной стороне находились казаки и на другой - казаки. К примеру, война с Турцией - воевали некрасовцы, казаки Задунайской Сечи, ахреяне и др.
Бредихин А.: С начала СВО регулярно поступает информация о том, что солдаты ВСУ переходят на российскую сторону, были ли такие случаи в казачьих отрядах?
А.: Я не интересовался подобными вопросами и лично таких фактов не знаю. Тем ни менее, думаю, что да, конечно, переходят. Это особо не освещается, и по понятным причинам освещать это даже и нельзя. У солдат на той стороне остаются семьи, близкие. Они могут пострадать от действий киевского режима..
Бредихин А.: На стороне ВСУ воюет запрещённый в РФ «Русский добровольческий корпус». Известно, что некоторые его подразделения заходили на территорию Белгородской области. Как Вы считаете – это такая больше показательная организация?
А.: Конечно же, показуха, и не больше. Какой там корпус может быть? Ну, это единичные случаи, сколько там наберётся - 40-50 отщепенцев, вот и весь корпус, собственно говоря. В истории России были примеры того, кто изменял Отечеству, присяге и вере. Среди них, порой, находились те, кто служили фашистам в Великой Отечественной войне. Это моральные уроды.
Бредихин А.: Вот этот опыт, который сейчас формируется по созданию казачьих подразделений, исходя из определённых территорий («Дон», «Хопер», «Таврида», «Кубань», «Терек», «Днепр») может ли быть перенесен на регионы проживания казаков, когда в рамках того или иного района, региона будут объединены и реестровые и общественные организации, как в управленческом, так и в военном плане?
А.: Конечно, обязательно нужно делать, потому что это исторически так. Казаки ведь воевали, реестр – это список, призываемых на службу. Хуторские казаки воевали все вместе, и почему так слаженно было? Да потому, что они учились воевать и в хуторах эти азы отрабатывались с детства. Они учились воевать именно вместе, плечом к плечу, сотня вместе с сотней. Вот почему в крови каждого казака живет такое родовое братство. И у атаманов была ответственность за своих братьев. Он знал, что по возвращении с войны станичники обязательно спросят за потери, не вернувшихся с поля боя..
Антон Бредихин
(Печатается с сокращениями)