04 ноября Православная Россия отмечает праздник в честь Казанской иконы Божией Матери, мы невольно уносим наш мысленный взор в то далёкое время русской истории, с которым связаны воспоминания о чудесной помощи Божией Матери нашей Родине - Святой Руси.
04 ноября Православная Россия отмечает праздник в честь Казанской иконы Божией Матери, мы невольно уносим наш мысленный взор в то далёкое время русской истории, с которым связаны воспоминания о чудесной помощи Божией Матери нашей Родине - Святой Руси. Казанская, как именует этот образ простой верующий русский народ - это Ее благословение нам, всей нашей дорогой Отчизне.
Удивительная и во многом загадочная история иконы Казанской Божией Матери начинается в глубокой древности и доходит до наших дней. Мы не знаем, кем и когда была написана икона русской Божией Матери Одигитрии, что в переводе с греческого означает «Путеводительница». Именно к этому типу икон относится образ Казанской Богоматери. На иконе русской Одигитрии мы видим не поясное, а оплечное изображение Богоматери и Младенца Христа, благодаря чему их лики как бы вплотную приближаются к молящимся. Лёгкий поворот головы Богородицы направляет наше внимание на Её Божественного Сына, который маленькой ручкой благословляет Богоматерь, а в её лице – и всех христиан. Мария становится Богоматерью через рождение Иисуса от Святого Духа. Мы видим перед собой не просто мать и дитя. Мы прикасаемся в этот момент к тайне Боговоплощения. Принимая в себя Божественный свет, ибо «Бог есть свет, и нет в нём никакой тьмы», Дева Мария достигает высшей степени святости и обретает бессмертие.
Обрели икону в Казани в 1579 году, в один из самых тяжелых периодов для Руси – последнем времени царствования Иоанна Грозного. Летом 1579 года в Казани был страшный пожар, половина города обратилась в пепел. Девятилетней Матроне, дочери стрельца Даниила Онучина, явилась во сне икона Божией Матери, потом ей приснилась Сама Богородица и сказала, что Ее икона находится в земле, там где до пожара находился дом родителей девочки, и велела передать это архиепископу и воеводам. Девочка сразу побоялась об этом рассказать, но потом поведала все своей матери. Мать не обратила внимания на слова дочери. Тогда матроне опять приснился сон: Божия Матерь приказывала рассказать о Своем явлении. Мать снова не послушала девочку. Но вслед за этим последовало новое явление, уже грозное. Однажды во время дневного сна Матрона чудесным образом было перенесена на середину двора и здесь явилась ей та же икона Божией Матери. От Ее лика исходили огненные лучи. Матрона услышала голос: «Если ты не поведаешь глаголов моих о том, чтобы достали Мою икону из недр земли, она явится в другом месте. Ты же лишишься жизни».
Матрона упала на землю и долго лежала так. Затем, придя в себя, позвала мать и со слезами просила ее передать о видении архиепископу и воеводам. Та сначала не хотела, но дочь сказала: «Если тебе угодно, чтобы я умерла, то не ходи».
Тогда мать пошла с дочерью к городским воеводам. Они только рассмеялись. Пошли к архиепископу – тот также не внял словам девочки. А она плакала и просила мать. Тогда мать решила сама рыть землю на месте своего сгоревшего дома. Копала долго и безуспешно. Узнав о явлении, многие люди пришли помогать – перекопали весь двор, н икону не нашли. Тогда девочка взяла заступи начала копать в месте, где была печь в сгоревшем доме. И скоро, к великой радости своей, Матрона обнаружила что-то, завернутое в кусок сукна. Сукно развернули – там оказалась икона Божией Матери с Младенцем. Таких икон раньше никто не видел. Она была совершенно новая, будто только что написана, и вся сияла.
Весть об этом облетела весь город. Архиепископ Иеремия, узнав о событии, тотчас поспешил с крестным ходом во главе собора духовенства, сопровождаемый огромным стечением народа. Архиепископ и воеводы с плачем падали перед чудотворным образом и молились Богоматери о прощении своего неверия.
Свою чудесную помощь икона явила в Смутное время, через 33 года после обретения, когда Россия подверглась вторжению польских интервентов. Трудное было время для России в конце XVI и в начале XVII века: междуцарствие, самозванцы, смута, Поляки взяли Москву. В то скорбное время громко звучал голос страдальца и печальника за веру православную и за Отечество наше родового донского казака, Святейшего Патриарха Ермогена: В заточении Предстоятель Русской Церкви молился Богоматери о спасении России, ему удавалось тайно рассылать призывы к русским патриотам, чтобы они «крепко стояли за веру, унимали грабеж и, как обещались, положили души за Дом Пречистой (то есть Россию), за чудотворцев и за веру».
Его голос, подобно набату, поднимал народ Руси великой на ратный подвиг. В то же время берега великой русской реки Волги огласились призывом пламенного патриота-гражданина Минина: «Встанем за Русь, за дом Пресвятыя Богородицы, за чудотворцев Алексия, Фотия, Филиппа, освободим Отечество!» Князь Пожарский, отзываясь на этот зов, собрал ополчение и повёл его к Москве.
Со списком (копией) Казанской иконы войска князя Пожарского подошли к Москве. Готовясь к штурму, православное воинство три дня постилось и молилось пред иконой Богоматери о победе. Князь Пожарский дал тогда обет: в случае дарования победы русскому воинству построить храм в честь Казанской иконы Божией Матери и украсить икону драгоценным окладом.
И небесная помощь не замедлила явиться — Богоматерь простерла Свой милостивый покров над Русской землей. В эти дни в Кремле, умиравшему от голода в плену у поляков греческому архиепископу Арсению Елассонскому, которого поляки удерживали в плену в Кремле, явился преподобный Сергий Радонежский и предрек: «Предстательством Богоматери суд об Отечестве нашем переложен на милость — завтра же Москва будет в руках осаждающих, а Россия спасена». Эта невероятно-радостная весть проникла в ряды ополченцев. Их сердца преисполнились таким мужеством и отвагой, что на следующий день, 22 октября (4 ноября по новому стилю), с упованием на помощь Заступницы Небесной, русские устремились на поляков — Китай-город был взят! А еще через три дня в воскресенье, 25 октября (7 ноября по новому стилю), поляки, потерявшие всякую надежду удержать Кремль, сами сдали его русским. Благодарность русских людей к Заступнице Небесной не знала границ... Русские дружины торжественно, крестным ходом направились в Кремль, неся Казанскую икону Божией Матери. На Лобном месте крестный ход был встречен вышедшим навстречу из Кремля архиепископом Арсением, который нес Владимирскую икону Богородицы, «бывшую в плену» у поляков. Так встретились две русские святыни! В Успенском соборе Кремля было совершено богослужение, и все русские люди в сердечной радости воссылали благодарение Богу и Его Пречистой Матери за избавление от бедствий.
По изгнании врагов из Москвы, князь Пожарский освятил храм в своем приходе Введения Богородицы на Сретенской улице в Москве, и в этом храме поставил икону Богоматери Казанской. Священники храма донесли царю и великому князю Михаилу Феодоровичу о чудесах, бывших от иконы в бою с гетманом и при взятии Москвы. Михаил Феодорович и мать его, великая старица инокиня Марфа Ивановна, возымели великую веру к образу и повелели праздновать в Москве дважды в год и установили крестный ход. Первое празднество и крестный ход в 8-й день июля, когда явилась Пречистая Богородица в Казани, а другое в 22-й день октября, когда очистилось Московское государство. Со времени изгнания поляков из Москвы и России и восшествия на престол Михаила Феодоровича, икона Казанской Божией Матери стала семейной в царском роде.
Свое слово боярин князь Дмитрий Пожарский сдержал: в 1625 году при его деятельном участии на Красной площади был воздвигнут первый деревянный Казанский храм, куда им собственноручно и была перенесена та самая Казанская икона Божией Матери, хранившаяся в его усадьбе на Лубянке.
В 1649 году, 22-го октября, установлено совершать празднование Казанской Богоматери во всей России, по случаю рождения у Алексея Михайловича наследника престола – цесаревича Дмитрия Алексеевича, что для России, недавно испытавшей тяжкие бедствия от пресечения царского рода, служило радостным залогом будущего благоденствия. В своде отечественных законов 22-й день октября признается табельным.
История второй российской столицы – Санкт-Петербурга – также связана с Казанской иконой Божией Матери и великим святителем Русской Церкви – епископом Митрофаном Воронежским. В 1682 году он сказал царю Петру Алексеевичу: «Возьми икону Казанской Божией Матери – и она поможет тебе победить злого врага. Ты будешь жить в других дворцах, на Севере, и воздвигнешь новую столицу, великий город в честь святого Петра. Бог благословляет тебя на это. Казанская икона станет покровом города и всего народа твоего. До тех пор, пока икона будет в столице и перед нею будут молиться православные, в город не ступит вражеская нога».
Все слова святителя сбылись. В 1709 году накануне Полтавской битвы по приказу Петра чудотворный список иконы был доставлен в стан русской армии под Харьковом. Царь долго молился перед иконой Божией Матери, повелел обнести образ пред полками, во время битвы 27 июня икона стояла на поле боя.
В 1721 году Петр Первый перенес икону в Санкт-Петербург, где она первоначально была поставлена в небольшой каменной церкви на Васильевском острове, а затем передана в Александро-Невскую лавру. 15 сентября 1811 года Казанская икона Божией Матери была перенесена с специально построенный для нее собор и поставлена в иконостасе по левую сторону царских врат в главном приделе, где и пребывает поныне.
В 1812 году пришло новое испытание для России – Отечественная война. Главнокомандующий, князь М.И.Кутузов, перед отъездом в армию на коленях перед Казанской иконой слушал молебен Покровительнице земли русской и со слезамипросил Пречистую Богородицу спасти Россию.
В годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов Икону привозили на самые трудные участки фронта, где было критическое положение, в места, где готовились наступления. В Сталинграде перед Казанской иконой шла непрестанная служба. В день празднования Казанской иконы Божией Матери был освобожден Киев. Известно также, что что Маршал Победы Георгий Константинович Жуков возил по фронтам Казанскую икону Божией Матери.
Вообще, в России существовали как бы три основные чудотворные иконы Казанской Богоматери. Первая – это явленный в Казани первообраз, хранившийся там в Богородичном монастыре до начала 20 века. В 1904 году монастырь был разорён, а икона была украдена.
Вторая икона Казанской Богоматери – это список, присланный в своё время Ивану Грозному. Эта икона находилась в Москве до 1721 года, когда Пётр Первый перенёс её в Санкт-Петербург.
Третья чудотворная икона Казанской Богоматери – это список, присланный патриархом Гермогеном в ополчение. Этот образ принадлежал князю Пожарскому. Ныне он хранится в Богоявленском патриаршем соборе в Москве.
По вере Русской Православной Церкви иконы Пречистой Богородицы благодатным осенением расположились по лицу нашей Отчизны, образуя ее защиту и Небесный покров. Образ Владимирской Божией Матери хранит и благословляет наши северные пределы. Смоленская и Почаевская иконы ограждают запад, а на восток, до края земли, простирает влияние чудотворный Казанский образ Пречистой Богородицы.
В многочисленных чудотворных списках с Казанской иконы прославляется на Руси Пречистая Богородица, Покровительница православного русского народа. Из множества икон Богородицы, почитаемых в Русской Православной Церкви, ни одна не распространена в таком количестве списков, как Казанская. К ней чаще всего обращают взоры в бедах, болезнях и тяготах: «Заступнице усердная, Мати Господа Вышняго, за всех молиши Сына Твоего Христа Бога нашего... всем полезная даруй и вся спаси, Богородице Дево: Ты бо ecи Божественный покров рабом Твоим». (Тропарь, глас 4-4).