Сердечно приветствую всех участников сегодняшнего авторитетного форума и благодарю за предоставленную возможность высказать свою точку зрения на предложенную тему дискуссии, актуальность которой не вызывает сомнений.
Ваше высокопреосвященство! Господа атаманы!
Господа казаки! Уважаемые организаторы и гости конференции!
Сердечно приветствую всех участников сегодняшнего авторитетного форума и благодарю за предоставленную возможность высказать свою точку зрения на предложенную тему дискуссии, актуальность которой не вызывает сомнений.
Необходимость объективного подхода в оценке судьбоносных событий, происшедших в нашей стране столетие назад, с каждым годом только возрастает. Мы отчетливо видим, что в современной казачьей среде давно сформировался устойчивый запрос на историческую правду и справедливость. И чем активнее льют грязь на историческое прошлое наших предков многочисленные зарубежные и доморощенные историки-ревизионисты, тем больше появляется в казачьей среде людей, которые пытливо и беспристрастно пытаются разобраться в хитросплетениях судеб людей, живших в то непростое время, многие из которых сгорели в пламени гражданской войны.
Не так давно я прочитал фразу, которая запомнилась мне своей жёсткой парадоксальностью: «Всегда смело смотрите в глаза прошлому – иначе оно нанесет Вам смертельный удар в спину!». Жизнь постоянно подтверждает верность этой аксиомы. Именно поэтому так важно регулярно проводить подобные научные конференции, в которой мы сегодня принимаем участие. Нам всем нужно научиться оценивать исторические события, особенно те, которые касаются наших предков, максимально объективно и деликатно, избегая полярных и уже тем более безапелляционных суждений, разделяющих мир на красных и белых – ведь мы с вами точно знаем, что цветовая гамма жизненной палитры гораздо ярче и многообразнее.
Нетрудно представить, какие пронзительные чувства испытывал пламенный казачий поэт Николай Туроверов, стоя на корме уходящего из Крыма парохода: позади была пылающая Родина, впереди чужбина и неизвестность. И в этот ключевой момент своей жизни он, как настоящий казак, думает только о Родине и её будущем. Немного позже он напишет: «Без России и вне России у казачества не было, нет и не может быть дорог!».
В этих глубоких словах и была вся предельно простая жизненная философия русских казаков, которая позволила им с достоинством и честью пройти все испытания, которое им готовила судьба – русским изгнанникам было суждено до дна испить горькую чащу – их «голгофа» вместила в себя тиф и холеру, голод, унижения и нищету европейской эмиграции.
Здесь уместно вспомнить об одном известном историческом факте, имевшим место на печально известном греческом острове Лемнос. Пытаясь воспользоваться тяжелыми условиями проживания казаков, находящееся на острове командование французского Иностранного легиона попыталось пополнить свои ряды казаками, однако после того, как генерал Врангель объявил, что заключившие контракт с французами не смогут рассчитывать на возвращение домой раньше 5 лет, желающих среди казаков не оказалось: самым страшным наказанием для казака было невозвращение на Родину.
Сегодня мы с Вами являемся свидетелями активного возрождения российского казачества. Да, не все идет гладко. Но есть и очевидное движение вперед. И здесь важна согласованность совместных действий. Мы высоко ценим тот уровень взаимодействия, который нам удалось достичь в последние годы в работе с Синодальным комитетом Русской православной церкви по взаимодействию с казачеством, видим очевидные успехи в деле воспитания молодого казачьего поколения, развитии многогранной казачьей культуры, в восстановлении исторической правды. Надеюсь, этот позитивный импульс со временем будет лишь крепнуть.
Кому-то может ошибочно показаться, что те полные драматизма события остались далеко позади и не имеют никакого отношения к нашей сегодняшней жизни. Но это далеко не так! Казак, вероятно, как никто другой отягощен исторической памятью, он особо остро и трепетно ощущает неразрывную связь времен – ведь именно в этом и заключается главный секрет стойкости и поистине нечеловеческой «выживаемости» казака – несмотря ни на что, казаки сумели в неизменном виде пронести через столетия три своих главных жизненных приоритета: державное служение, любовь к семье, верность христианским традициям.
Закончить своё короткое выступление, в день поминовения казаков и членов казачьих семей безвинно убиенных в годы Гражданской войны и репрессий, я хотел бы словами написанными на памятнике установленном казаками на площади Ермака близ войскового Вознесенского собора в г. Новочеркасске: «Во имя памяти о прошлом, во имя настоящего и будущего казачества, мы пришли к примирению и согласию. Слава Богу, что мы казаки!»
Вечная память казакам и казачьим священникам, отдавшим свои жизни «За други своя», за православную веру и за Отечество!