Казачьи заповеди произрастали опытом наших пращуров не за одну сотню лет. Они выпестованы укладом жизни казаков, повседневными трудностями, героизмом в войнах по защите Отечества. Главный казачий постулат «Сам погибай, а товарища выручай» многократно ставился во главу угла, когда шла речь о спасении братской души. Большое количество примеров стало известно во время проведения специальной военной операции, где добровольцы-казаки, рискуя своими жизнями, выносили из-под огня товарищей, когда обстоятельства боя были таковы, что только погибнув, ты спасешь земляков-станичников от смерти.
Так было всегда у казаков. Взаимная выручка - основа казачьего братства. Она, повторюсь, присутствует всегда и во всём - в том числе и в тылах, глубоко за линией фронта.
В сегодняшнем материале речь пойдет о случае, который, при поверхностном ознакомлении может казаться не столь уж и особенным. Однако, при общении с людьми, так или иначе задействованных в этой непростой ситуации, раскрывается картина истинного казачьего единения, поддержки и бескорыстности. Именно с их рассказов материал обрел геометрически прекрасные грани, и притягивающим глаз смысловые узоры.
..В этот январский рейс, как и сотни прежних, Павел Бузинов - казак ярославского отдельского казачьего общества ВКО ЦКВ подготовился основательно. По своей работе - он водитель большегрузных машин. Разумеется и маршруты, которыми ездит Бузинов, измеряются не одной тысячей километров. Павел исколесил на пятнадцатинной «Scania» по большинству дорог матушки-России от её северных оконечностей до южных границ, успел изучить почти все особенности дальних дорог. Странствия в одиночку предполагают иметь в себе и ряд личных качеств - выносливость, духовную силу, волю, доскональные технические знания о своем многотонном «коне». Да и казачьи корни всё время дают о себе знать - приверженность к вере православной, упорство в достижении цели, уважении к собратьям-казакам. К сказанному стоит добавить, что Павел Дмитриевич - атаман одного из самого крупных в Ярославском отделе хуторского казачьего общества «Даниловское».
Задача, которую предстояло выполнить Бузинову - доставить двадцать тонн типографской бумаги из одного северного городка в Ярославль. Маршрут, хоть и сложен по погодным условиям, но водительский опыт и природная осторожность Павла всегда выручала в подобных ситуациях. Всё бы так - но, как водится, испытания приходят оттуда, где их меньше всего ждёшь. Ни с того, ни с сего, на трассе большегруз дал сбой. На площадке отдыха, где удалось остановиться, при поверхностном осмотре водитель выявил неисправность, которая требовала замены определённого агрегата. До ближайшего населенного пункта, где имелась стационарная ремонтная зона, расстояние было порядка 60 километров. Шансов добраться никаких не было, поэтому Бузинов, взвесив всё «за и против» решил своими силами отремонтировать неисправность. Он понимал, что это может затянуться на много часов, а то и дней. На следующий день, по созвону с руководством автотранспортного предприятия, неисправный агрегат был доставлен проходящим транспортом. С уверенностью, что так быстро всё может закончиться Павел нырнул под машину и принялся за работу. Но беда, как иной раз бывает, одна не ходит. Здесь его поджидало второе испытание: конструктивный брак, заложенный в деталях агрегата, свёл на ноль все потуги восстановить неисправность. К тому же, крещенские морозы всё круче опускали свой минус на градуснике. Будь на месте Бузинова кто другой - и руки бы опустил, забрался в теплую кабину ожидая спасительного эвакуатора.. Однако казачья думка подсказала совсем другое: «Кто, как не братья-казаки могут помочь? Они были и есть по всей России» - так рассуждал наш герой повествования. И верно - неисправность произошла в Кировской области, где территориально располагается Кировское городское казачье общество Вятского округа Волжского войскового казачьего общества. О своей проблеме Павел Бузинов рассказал руководству Ярославского ОКО. Далее заработала казачья цепочка. Подключилась дежурная служба ВКО ЦКВ. Ей удалось связаться с Вятским окружным атаманом Виктором Рябенко. От него сигнал дошел до исполняющего обязанности атамана Кировского ГКО Михаила Ходырева и заместителя окружного атамана по культуре Елены Павловой. Именно эти два последних представителя и явились главными фигурами в вызволении из сложной ситуации ярославского казака. Первым к нему примчался Михаил Ходырев. «Я увидел насквозь продрогшего, неимоверно уставшего, но не сломленного собрата. На протяжении трех суток он пытался «вылечить» машину, измотался неимоверно, - рассказывал Михаил Александрович, - в первую очередь, Павла необходимо было переодеть в сухое, отпоить горячим. Я позвонил нашей казачке, Елене Владимировне, которая с полуслова поняла свои задачи и тут же принялась за работу. Пока я занимался организацией переделки, корректировки и установки агрегата, она успела побывать в нашем центре сбора гуманитарной помощи, что находится в городском Троицком храме, встретиться с его настоятелем, иереем Владимиром Путинцевым, который благословил взять теплой одежды для попавшего в беду казака-водителя».
Елена Павлова привезла вещи, горячий кофе к месту стоянки сломанной машины. «Павел держался молодцом, однако его вид говорил сам за себя: человек нуждался в тепле и отдыхе, - продолжила разговор Елена, - и привезенные вовремя нательное белье, другие теплые вещи, термос с горячим питьем быстрее помогут ему восстановиться».
Чуть позже, пытаясь расставить акценты неотложного женского участия Елены Владимировны в этой истории, мы вышли на их главные составляющие. Оказывается, Елена - многодетная мама(!). Муж и двое старших сыновей являются участниками СВО. Она руководит художественным коллективом «Казаки Вятки», в котором обучаются народному творчеству детвора от 14 до 18 лет. В составе ансамбля песни и пляски есть и взрослые артисты. И неудивительно, что столь убедительный жизненный послужной список выгравировал характерные черты внутреннего духовного стержня казачки.
Конечно, в помощи участвовали и казаки, на местах оказавших ту или иную услугу - кто нашел сопутствующие инструменты, кто подготовил их отправку, кто организовывал взаимосвязь. Посему сочтём обязательным назвать имена наших братьев-казаков, которые приняли участие в операции выручки ярославского казака Павла Бузинова.
Это Валерий Охремчук - первый заместитель (товарищ) атамана Ярославского ОКО ВКО ЦКВ, Сергей Клочков - заместитель начальника штаба ВКО ЦКВ, Виктор Рябенко - атаман Вятского ОкрКО Волжского ВКО (ВВКО), Михаил Ходырев - и.о. атамана Кировского ГКО ВВКО, Елена Павлова - заместитель атамана ОкрКО ВВКО по культуре.
Григорий Подойницын