- Казаки? А кто они такие? И почему в Бологое?
- Казаки? А кто они такие? И почему в Бологое?
Исчерпывающий ответ на эти вопросы мы получили в штабе Бологовского хуторского казачьего общества, где познакомились с хорунжим Анатолием Анатольевичем Барсуковым. По специальности он автомеханик, работает в МУП «Тепло», но, прежде всего, он – казак.
По мнению Анатолия Барсукова, казаки - лучшая часть российского общества. И именно потому, что определяющей чертой их является патриотизм. Когда–то казаки селились на рубежах России, чтобы защищать её от внешнего врага. Ну а сегодня, при существующих реальных угрозах международного терроризма безопасность России необходимо обеспечивать на всей её территории. Казаки всегда там, где России нужнее...
- Нет для казака ничего дороже Родины, - говорит Анатолий Анатольевич Барсуков. Искренне говорит, от души. И ему веришь. Потому что такое отношение к родной земле Анатолию Барсукову заповедано многими поколениями его предков – свободолюбивых, отважных, горячих, не щадивших «живота своего» ради Святой Руси.
Хорунжий у казаков – знаменосец. И Анатолий Барсуков в торжественные моменты построения казачьей дружины неизменно в знамённой группе. Форма, белые перчатки, стяг с изображением Богородицы – Небесной Покровительницы казаков. И могучая, богатырская стать хорунжего – словно для того, чтоб никто не усомнился: не дрогнет казачье знамя в этих надёжных руках. Для Анатолия Барсукова это знамя не просто особая символика, для него в этой святыне казаков – завет предков. Он, что называется, «родовой» казак – сын, внук, правнук и праправнук казаков. И, скорее всего, корни его казацкие уходят ещё дальше - в головокружительную древность. Сам Анатолий Анатольевич не слишком хорошо ориентируется в своей старинной родословной. И в том не вина его, а беда...
Нет переводу казацкому роду
... Есть в Ставропольском крае станицы Барсуковская, Кочубеевская. Где-то в этих местах между Доном и Кубанью - глубинные корни казачьего рода Барсуковых, соединившегося в начале 20 века с не менее известным родом донских казаков Распоповых. В 1925-1927 годах семью выслали в Казахстан. Очевидно, наказание последовало за верность казаков «Богу, царю и Отечеству» - что уж никак не могло быть прощено тогда при новой власти. Но и там, в Казахстане, донские и кубанские казаки оставались казаками, не изменив вере и обычаям. И тогда вновь были «приняты суровые меры». В 1948 году младшего представителя казацкого рода Барсуковых - Анатолия Петровича, родившегося уже там, в Казахстане, в небольшом городке Сарканд, приговорили к 10 годам лагерей и дополнительно 5 годам без права переписки. Кажется, было сделано всё, чтобы не осталось даже воспоминаний о знаменитой казачьей фамилии. Однако, недаром говорится, что «нет переводу казацкому роду». На краю русской земли, на Колыме, Анатолий Петрович встретил свою любовь – красивую девушку Нину, приехавшую по комсомольской путёвке на строительство Аркагалинской ГРЭС. Говорят, что браки совершаются на небесах. Так стоит ли удивляться, что Нина Титовна, ставшая женой Анатолия Барсукова, происходила из донского казачества?! В 1960 году в семье Анатолия и Нины Барсуковых родился потомственный казак - сын Анатолий. По словам Анатолия Анатольевича, в семье до поры до времени казацкая родословная держалась в строжайшей тайне. Скорее всего, наученные горьким опытом родители пытались оградить сына от возможных неприятностей. К сожалению, отец Анатолия Анатольевича, несправедливо осуждённый, перенёсший тяготы лагерей, умер рано и так и не дождался реабилитации. Его сыну было тогда 17 лет.
- Что-то проснулось во мне после смерти отца, - вспоминает Анатолий Анатольевич. – Я стал расспрашивать родных, выяснять, кто мы такие. Попытался разыскать концы на Ставропольщине с помощью своих тётушек по отцовской линии. К сожалению, каких-либо дополнительных документальных свидетельств о судьбе нашей семьи найти не удалось. Может быть, всё сожгли, уничтожили... В 90-91 годах вышли первые указы Ельцина о российском казачестве. В это же время создавался Союз казаков России. А в 93-м, осознавая свою ответственность за продолжение семейных традиций, я принял присягу казака.
Там, на Дальнем Востоке, казаки начинали искать друг друга, объединяться, изучать историю, восстанавливать традиции и обычаи, вспоминать заповеди предков... Сложно было молодым казакам, воспитанным атеистическим обществом, приобщиться к православной вере. Но есть в казачестве основной постулат: казак без веры – не казак. Толя разыскал дома свой крестильный крестик (когда-то родители тайком, «по-тихому», крестили сына). И вместе с другими казаками отправился в храм. Очень пригодились им наставления отца Александра - бывшего военного, а также советы атамана Колымского отдела Уссурийского казачьего войска, потомственного казака Евгения Александровича Попова.
- Приобщаясь к вере православной, мы только потом, позже, поняли, насколько всё это важно и нужно человеку, тем более – казаку, который, как известно, именно духом крепок, - говорит Анатолий Анатольевич.
Становление современного казачьего общества не было простым и гладким. Были и большие трудности, и потери. Но и радостей немало. Главная из них – поддержанное властью повсеместное возрождение казачества. Свою лепту внёс в это возрождение «родовой» казак Анатолий Анатольевич Барсуков. И соответствующая награда у него имеется – медаль «За возрождение казачества».
Браки совершаются на небесах
И ещё раз свершилось предначертанное свыше. На большом дальневосточном празднике, посвящённом 350-летию Казацкого острога, на месте, где много лет назад впервые высадились русские первопроходцы-казаки, встретил Анатолий Барсуков-младший свою будущую жену Татьяну. Анатолий был с товарищами-казаками. Татьяна Алексеевна с хором, которым она руководила и с которым исполняла на празднике казачьи народные песни. Красивая, талантливая, яркая – с первого взгляда она пленила молодого казака. Но только на следующий день Анатолий всё-таки решился спросить у кого-то из знакомых: «Где мне найти эту женщину?». «Татьяну Алексеевну?» - удивились в ответ, - «Что ты! Да она на тебя и не посмотрит». Однако, легендарная способность казака добиваться своего оказалась весьма кстати. Даже разделявшие его с любимой расстояния в сотни километров преодолевались на самолёте и не могли служить помехой. Через две недели после первой встречи Анатолий всё же разыскал Татьяну Алексеевну. С тех пор они уже не расставались. Она была известным в тех краях культработником, он – дипломированным автомехаником. И всё же их объединили не только взаимные чувства, но и огромный интерес к истории и культуре казачества, а также к истории собственной семьи. Татьяна Алексеевна не исключает, что среди её предков тоже были казаки. По крайней мере, находит намёки на это в своей родословной – тоже сложной, изобилующей белыми пятнами, как у большинства потомков ссыльных: расказаченных, раскулаченных, всех, кто пострадал от сталинских репрессий.
С момента встречи Анатолия и Татьяны прошло более двух десятилетий. Семья, в которой берегут традиции казачества, получилась очень крепкой. Выросли замечательные дочери, появились внуки. Кстати, младшее поколение – Настя, Дарина и Дима – как и положено казачатам, с удовольствием принимают участие в казачьих играх, хотя по «младости лет» пока на правах болельщиков. Настя – поклонница конного спорта и уже хорошо держится в седле. С 5-летним внуком Димой Анатолий Анатольевич связывает определённые надежды, не исключая, что мальчик выберет для себя «казацкую стезю». Есть же теперь возможность получить образование, к примеру, в Москве, в казачьем кадетском лицее...
Где берёт начало Волга
Татьяна всегда мечтала вернуться в центр России, где когда-то жили её родные. Анатолий звал жену на Кубань - на родину своих дедов. Выбор сделала сама судьба. Никак не смог Анатолий прижиться на юге России. Здоровый, сильный, он буквально умирал, задыхался от жары – настолько привык его организм к суровым условиям Колымы.
Тут и решено было ехать в Тверскую область. В 1999-м семья переехала в ЗАТО «Озёрный».
- Для меня край, где берёт начало великая русская река Волга, казался особым, священным местом, настоящим сердцем России, - говорит Татьяна Алексеевна. Она и здесь занялась любимым делом, работала в культурных учреждениях ЗАТО. Чуть позже, оценив успехи нового работника культуры ЗАТО, администрация Бологовского района предложила Татьяне Алексеевне Жуковой возглавить районный отдел культуры. Снова переезд. На этот раз не дальний – в город Бологое.
Едва обосновались супруги на новом месте, Анатолий Анатольевич отправился в Тверь, чтобы встать на учёт в Тверском казачьем обществе.
И вновь в Бологое, где о существовании казаков и думать забыли, пришлось ему начинать всё сначала. Хорошо, что нашлись единомышленники - атаман Бологовского хуторского казачьего общества Яков Викторович Леонов, товарищ атамана сотник Юрий Александрович Орлов...
Сегодня бологовское казачество набирает авторитет. По словам Юрия Александровича Орлова, во всём этом есть немалая заслуга хорунжего Анатолия Барсукова. Казаки – непременные участники православных праздников и городских субботников, вместе с сотрудниками полиции они совершают патрулирование лесов, препятствуя незаконным рубкам, при необходимости участвуют в тушении лесных пожаров. Дважды в год они демонстрируют приверженность спорту и здоровому образу жизни на летних и зимних казачьих играх. Именно они установили несколько поминальных крестов на территории города. Посланцы Бологовского хуторского казачьего общества сопровождали крестный ход, посвящённый 700-летию Преподобного Сергия Радонежского, и получили благодарность Святейшего Патриарха. Казаки вполне готовы взять на себя работу с молодёжью и иные важные дела. Кстати, бологовские казаки, в том числе атаман Яков Викторович Леонов, сотник Юрий Александрович Орлов, хорунжий Анатолий Анатольевич Барсуков и другие явились инициаторами прекращения давних казачьих споров об истинности того или иного казачества. В конце октября в Твери состоялось заседание Тверского отдельского казачества, на котором принято предложение об объединении реестровых и списочных казачьих формирований. Решено, что и те, и другие нужны нашему обществу. В Бологовском хуторском казачестве сегодня 79 казаков, из них 28 реестровых – тех, кто подписал договор о несении государственной службы. Остальные тоже казаки, но с другими обязанностями. Заместитель атамана Центрального казачьего войска назвал решение, принятое в Твери, эпохальным событием, опытом, который необходимо распространить по всей территории России.
Казаком надо быть
Один из постулатов казачества заключается в триединстве: казаком надо родиться, казаком надо стать, казаком надо быть. Если человек ощущает в себе силу, отвагу, патриотизм, стремление служить Отечеству и приносить ему ощутимую пользу, у него есть все шансы стать казаком. То есть, по сути, настоящим мужчиной, который добровольно, а чаще всего и бескорыстно, берёт на себя ответственность за страну, за малую родину, за свою семью, за всё, что происходит вокруг. Тем более стоит порадоваться, что пример Анатолия Барсукова и его товарищей оказался заразителен. Казаков в Бологовском хуторском казачьем обществе всё прибывает. У них строгие нравы, скреплённое клятвой горячее желание служить «Богу, России и казачеству», особый подход к воспитанию детей, да и много того, что хотелось бы внедрить в сознание молодого поколения бологовцев.
Нина МОРОЗОВА
«Новая жизнь», № 47 от 20 ноября 2015 г.