Чем отличается обучение в кадетском корпусе от обычной школы, какие преимущества это дает выпускникам и какие навыки в первую очередь им пытаются привить преподаватели, рассказал в интервью для портала "Российское казачество" директор Стародубского казачьего кадетского корпуса ВКО ЦКВ Юрий Никифоров.
– В чем принципиальное отличие казачьего кадетского корпуса от обычной школы?
– Находящиеся здесь дети принимают присягу кадета-казака и надевают на себя погоны, а значит, они должны быть дисциплинированными и исполнительными кадетами-казаками. Поэтому дисциплина и порядок в нашем учебном заведении превыше всего. И от дисциплины и порядка зависит все остальное: и учебные занятия, и дополнительное образование, и вообще все, что происходит на территории кадетского корпуса.
– Как вам удается прививать учащимся дисциплину?
– Дисциплина поддерживается прежде всего личным примером: начиная от директора и заканчивая обслуживающим персоналом кадетского корпуса, мы должны служить примером исполнительности, примером дисциплинированности для кадет и прививать эти качества им. Когда они смотрят на то, что все преподаватели, все воспитатели, весь учебный персонал выполняют свои обязанности четко, понятно и конкретно, кадеты к этому постепенно привыкают.
– Обучение в кадетском корпусе – это дополнительная военная подготовка или воспитание настоящих мужчин в целом?
– Я бы сказал, что здесь все-таки происходит воспитание настоящих мужчин. Хотя у нас обучаются и девушки, они тоже привыкают к определенным понятиям дисциплинированности и поведения в той или иной обстановке. Но прежде всего упор, конечно, делается на воспитательную часть. Это патриотизм и любовь к своей Родине – вот основные понятия, которые должны культивироваться в любом кадетском корпусе, не только в нашем.
– Как вам удается совмещать обучение девочек и мальчиков в стенах корпуса?
– Здесь нет ничего особенного, поскольку в любой обычной школе они находятся в такой обстановке. Да, в ряде казачьих кадетских корпусов, например на Кубани или в Ростове, обучаются только мальчишки, но мы во время своего основания в 2008 году посчитали, что все-таки для мальчишек важно будет присутствие девочек. Они тогда себя ведут более сдержанно, более мягко. Поэтому присутствие девчонок только улучшает микроклимат кадетского корпуса.
– Есть ли у вас какие-то наработки, программы адаптации для привлечения к образовательному процессу участников СВО? Как они внедряются в работу корпуса?
– Нет, на сегодняшний день у нас пока нет серьезных программ с участниками СВО, и нет пока желающих, кто бы, уйдя из зоны специальной военной операции, решил бы свою судьбу связать с воспитанием подрастающего поколения. Но мы всегда рады видеть в рядах преподавательского состава кадетского корпуса тех, кто прошел большую школу СВО, и готовы их принять в любой момент.
– Вы приглашаете участников, ветеранов СВО на встречи с кадетами?
– К нам приезжают наши выпускники, когда они приходят в отпуск из зоны специальной военной операции, и порой происходят очень интересные случаи. Одним из последних приезжал наш выпускник, к которому в зоне специальной военной операции пришло письмо от нашей девочки, учащейся. Он это письмо привез с большой игрушкой мягкой, и они плакали, когда встретились здесь, на территории кадетского корпуса. Это было очень трогательно.
– Вы обмениваетесь какими-то наработками с другими казачьими кадетскими корпусами?
– У нас на территории Брянской области существует четыре кадетских корпуса, три из которых – не казачьей направленности: кадетский корпус МЧС – в Клинцах, полиции – в Брянске и летный кадетский корпус – в Дятьково. Безусловно, мы обмениваемся опытом, ездим в гости друг к другу, соревнуемся друг с другом, в том числе за звание лучшего кадетского учреждения области. И конечно, в ходе этих встреч мы, каждый из директоров, замечаем, что сделано в другом кадетском корпусе лучше. Где-то мы можем подсмотреть что-то у коллег, что-то, наоборот, у нас могут взять, поэтому обмен опытом, даже негласный, все равно идет.
– Какие конкурентные преимущества есть у ваших выпускников при поступлении в военные вузы?
– Наши выпускники пользуются огромным спросом в военных вузах, и, по нашей практике, очень многих из них вскоре после поступления делают командирами отделений. Почему так происходит? Во-первых, они жили по распорядку, такого не было в общеобразовательной школе, и выпускники этого не знают. Во-вторых, они с легкостью проходят курс молодого бойца, а, к сожалению, иногда выпускники общеобразовательных учреждений не выдерживают и уходят. Кроме того, они уже знают все элементы устава вооруженных сил, у них есть физическая подготовка и подготовка, связанная, например, со стрельбой. У нас есть соглашение с пограничной службой, и мы регулярно вывозим наших кадет на полигоны, чтобы они умели стрелять из разных видов вооружения. То есть наши кадеты – подготовленные люди, готовые дальше служить Родине, и этим они очень сильно отличаются от выпускников общеобразовательных школ.
– Есть ли еще какие-то качества, отличающие именно ваших кадетов от обычных школьников?
– Прежде всего это патриотизм и любовь к своей Родине. И безусловно, вера в Бога.
Алина Колош, Александр Зиновьев (Портал «Российское казачество»)