Период 1942 года - самое грозное и самое тревожное лето Великой Отечественной войны. Большинству наших граждан оно известно тем, что в это время решалась судьба страны. Начиналась знаменитая Сталинградская битва, однако немногие почему-то знают, что была еще одна битва, важность которой так до сих пор до конца и не оценена - это битва за Воронеж.
..Чижовский плацдарм, прозванный солдатами «Долина смерти», начинался от заливных лугов правобережья и поднимался на крутые береговые холмы южной части города. С первого дня наступления и в течение всей первой недели германской авиацией ежедневно осуществлялись массированные налеты на Воронеж. Немцы бомбили город с большой точностью. Их практические навыки были заложены в конце 20-х годов, где будущие командиры люфтваффе на арендованных у РККА аэродромах отрабатывали боевые авиационные приемы и поэтому, эта местность была им очень хорошо знакома и без карт. Во время наступления на город, фашисты к 6 июля вышли к реке Дон, без особого труда форсировали её по наведенному мосту в Старых Семилуках.
На начальном этапе уличных боев оборонять Воронеж пришлось личному составу нескольких полков и отдельных батальонов войск НКВД, а также местным ополченцам. Советское командование сумело подтянуть к Воронежу части 40-й армии, 60-й армии, 5-й армии и новообразованных танковых корпусов. Развернулись тяжелые танковые сражения на окраинах города, наши части понесли большие потери. Счет подбитых с обеих сторон шел на многие сотни. В боях гибли и представители командного состава Красной Армии. Тем не менее, дорогу на Москву нашим войскам удалось удержать. В ходе ожесточенных боев за освобождение Чижовского плацдарма в 1942 году, пал командир отряда Куцыгин Д.М., и командование принял на себя Антон Иванович Башта. В результате, под его руководством взятые под контроль позиции были сохранены. Продвижение личного состава составило от 800-1000 метров вперед, с потерями 43-х человек. Антон Иванович получил тяжелое ранение. Оно было далеко не первым, если учесть, что офицер прошел Первую мировую и Гражданскую войны. Антон Иванович оправдал доверие, которое он заслужил своей преданностью Отечеству. О доверии сказано не просто так. На Баште долгие годы стояло клеймо «белый офицер». В 1921 году за службу в Белой армии его осудили на пять лет и отправили в лагерь, находившийся на Севере. В 1927 году добавили три года и выслали в Кустанай. Через год судебные власти пересмотрели обвинительные материалы и Башту освободили, как это происходило со многими казаками в тот период времени. Коснемся исторической хроники его биографии.
Антон Иванович родился в 1894 году, в станице Роговской, Кубанского казачьего войска. Воевал он храбро и умело, быстро рос по должностям и званиям – начал от командира взвода до командира дивизии. Вначале Башта – хорунжий, сотник, затем подъесаул, наконец, есаул. Его офицерский китель со временем украсили ордена – Анны IV степени, Станислава III, Владимира IV и офицерский Святой Георгий IV степени за взятие крепости Эрзерум в 1916 году. Антон Иванович во главе своего эскадрона первым ворвался в турецкую крепость, до этого считавшуюся неприступной. Вот так воевал лихой казак Башта, а к тому времени, ему было всего-то 22 года. В 1917 году он встретил Октябрьскую революцию, находясь на излечении в госпитале. Демобилизовался. В феврале 1918 года в Екатеринодаре его, как армейского офицера, мобилизовали в армию Деникина. После тяжелого ранения Башта не годился к строевой службе, и его направили преподавателем в Кубанское военное училище.
Как упоминалось выше, после 1927 года для него началась новая жизнь. Профессии не было, гражданского образования тоже. Работал там, где приходилось. Осваивал специальности от грузчика до помощника машиниста и даже работал распространителем газет и журналов. Со временем он обосновался в Воронеже. Антона Ивановича заинтересовала журналистика. Сотрудничал в те годы с многотиражной газетой «Коммуна» и в маленьких ведомственных изданиях: «Строительство магистрали Москва – Донбасс», «Каучук», в областной пионерской газете «Будь готов!», был журналистом областного радио.
В 1937-м, в год повальных арестов и расстрелов, Башту несколько раз арестовывали за прошлое, но, разобравшись, каждый раз освобождали. Когда началась Великая Отечественная, Баште было 46 лет. Он сам пошел в военкомат – ему отказали по недоверию. После нескольких обращений Башта всё-таки своего добился и 1 сентября 1941 года его направили в истребительный батальон простым рядовым солдатом. В одном из боев Антон Иванович был ранен разрывной пулей, но не ушел с передовой, пока не подошло подкрепление. За героизм и мужество проявленные в боях за Чижовку, Антона Башту в марте 1943 года наградили орденом Красного Знамени. Ему пришлось долго лечиться. Башта мог делать почти всё: пальцы держали карандаш, ручку, он свободно писал разборчивым красивым почерком. Случай, чтобы при таком ранении сохранились рука и её работоспособность – редчайший.
В освобожденном от гитлеровцев Воронеже Антон Иванович спасал от гибели книги, редкие издания, различные рукописные и документальные материалы, последние передавал затем в Государственный архив (ГАВО). В те годы он увлекся филателией, стал одним из руководителей филателистического движения в Воронеже. Башта обладал универсальным, хорошо систематизированным собранием почтовых марок, художественных конвертов. Он участвовал в организации и проведении многих городских и областных коллекционерских выставок. Вёл и культурно-просветительскую деятельность, преимущественно среди молодежи, выступал в школах, в рабочих коллективах. Многие в 60-70-х годах прошлого века знали его по имени - отчеству. Антон Иванович часто обращал внимание аудитории на войну, битве за Воронеж, ее пригородах.
«Да, сражение на Чижовке не прекращалось до самого освобождения города, сколько там погибло наших солдат, точно так и неизвестно - часто вспоминал Антон Иванович, - до сих пор в этих местах продолжают находить останки бойцов». На Чижовском плацдарме захоронено более 15 000 человек, но известны фамилии только 3545 человек. Это самое большое захоронение времен Великой Отечественной войны в Воронеже. Именно от Чижовки был нанесен один из главных ударов по вражеским войскам при освобождении города в январе 1943 года. Сам город Воронеж оказался третьим, после Ленинграда и Севастополя, по длительности нахождения на линии фронта, 212 дней и ночей линия фронта проходила непосредственно через город. Воронеж вошел в число 12-ти городов Европы, наиболее пострадавших во Второй мировой войне и в число 15-ти городов СССР, требующих немедленного восстановления.
Надолго запомнили Воронеж и наши враги, особенно венгры. Они под Воронежем потеряли практически всю свою наиболее боеспособную армию, а всего на воронежском направлении было уничтожено 26 немецких дивизий, 2-я венгерская и 8-я итальянская армия, а также румынские части. Количество пленных было больше, чем под Сталинградом, общее количество пленных вражеских солдат, взятых в районе Воронежского фронта, составило порядка 75 000 солдат и офицеров. При этом, по различным данным, потери немецких войск и их союзников составили 320 тысяч солдат и офицеров. В сражениях на воронежской земле погибло около 400 000 советских воинов.
16 февраля 2008 года за героизм, проявленный защитниками города во время частичной оккупации немецкими войсками, не давший им полностью захватить один из основных центров страны, городу присвоено почётное звание «Город воинской славы».
Воронежское ОтдКО ВКО ЦКВ