В канун 80-летия Дня Победы, мы вспоминаем подвиги наших воинов в Великой Отечественной войне. Наша родная земля помнит и хранит в себе события, бывшие когда-либо в истории страны, периодически напоминая нам об этом в книгах, документах, памятниках...
Белгородская земля и сейчас принимает тяжесть подлых ударов неонацистов. Но эта коричневая чума, недобитая в годы Великой Отечественной советскими солдатами после распада Советского Союза вновь копила силы, чтобы атаковать Отечество. Много настрадавшись в годы лихолетья, народ принимает новый вражеский удар и сейчас. И снова поднятые на врага штыки бьют оголтелые полчища фашистов наотмашь, в смерть. А события сегодняшние, подобно лекалам времени ложатся на прошлое, тем самым напоминая нашим поколениям о сохранении памяти имён защитников Отечества, их подвигам и героизме.
...С середины 1930-х годов были окончательно отменены ограничения по призыву на службу в Красную армию граждан из мест традиционного проживания казачества. Уже перед Великой Отечественной войной были сформированы первые территориальные казачьи кавалерийские дивизии. С началом войны, на волне массового патриотизма, процесс формирования таких частей только ускорился. Решение увеличить количество кавалерийских и казачьих кавалерийских дивизий было продиктовано тем, что в начальный период войны Красная армия несла потери в бронетанковых и механизированных частях, а кавалерия оставалась единственным подвижным родом сухопутных войск. Такое решение полностью оправдывало себя. Кавалерия совместно с танковыми частями удачно действовала в развитии прорыва обороны, рейдах, преследовании отступающего противника.
«Казак не может отдохнуть – казак на запад держит путь»
Восточные районы Белгородской области освобождал 7-й кавалерийский корпус генерал-майора Сергея Соколова. 7 ноября 1942 г. корпус вывели из состава войск Брянского фронта и передислоцировали на станцию Анна Воронежской области. Через два месяца переподготовки, в начале января 1943-го, корпус ночными переходами прошел трехсокилометровый марш к линии фронта в Кантемировку.
В состав корпуса входили две кавдивизии – 11-я Оренбургская казачья полковника Михаила Суржикова и 83-я Уральская казачья полковника Емельяна Серышева. В Валуйском прорыве кавкорпус усилили 184 й стрелковой дивизией, 201-й танковой бригадой, 62-м полком гвардейских Катюш и истребительным противотанковым полком. Вся эта ударная группировка входила в состав 3-й танковой армии генерала Павла Рыбалко, которая играла главную роль в Острогожско-Россошанской наступательной операции Воронежского фронта под командованием генерал-лейтенанта Филиппа Голикова.
Корпус находился на левом фланге Воронежского фронта. По плану Ставки кавалерия Соколова должна была пойти впереди других частей, стремительно и скрытно прорваться на 180 км в немецкий тыл и захватить Валуйки, Уразово и Волоконовку. В ночь с 14 на 15 января корпус должен был прорвать вражескую оборону, быстрым маршем пойти по маршруту Бондарево – Ровеньки – Соцгородок (посёлок городского типа, который сейчас входит в состав Валуек) и к 19 января занять Валуйки.
Корпус вышел на исходные позиции 12 января. Первое препятствие – подразделения 4-й итальянской армии. 14 января по всему Воронежскому фронту началось наступление. К вечеру танкисты Рыбалко прорвали оборону, и кавалерия пошла вперёд. Первым пешим строем выдвинулся 4-й эскадрон 250-го полка. В темноте бойцы захватили траншеи на переднем крае обороны и окружили итальянцев. За эскадроном двинулись остальные.
Войска шли по ночам, громили итальянские тылы, особого сопротивления не встречали, а к рассвету укрывались в населённых пунктах. 16 января в пешем строю 250-й полк зашёл в Ровеньки. Фашисты не ожидали в своих тылах увидеть советских солдат. Село быстро освободили, затем командиры дали бойцам день на передышку. После отдыха подразделения полка двинулись дальше, в метель и в 30-градусный мороз. В ночь с 17 на 18 января корпус вышел к Вейделевке. К этому моменту у танков оставалось топлива на 25–30 км пути. Танкистам пришлось самим возвращаться к отставшим тылам и везти горючее к местам стоянок. По пути к Вейделевке корпус несколько раз подвергался бомбардировкам. При приближении танков противник бежал в Уразово. Преодолевая сопротивление врага к концу дня все деревни и хутора района стали нашими.
Как освобождали Валуйки
В ночь на 19 января, прикрывшись метелью, три спешенных эскадрона 11-й дивизии с танковой бригадой и истребителями танков выдвинулись к Валуйкам. Их обороняли два итальянских полка, подразделения немецкой пехоты и два строительных батальона. Фашисты неплохо укрепили оборону города: на востоке враги засели в зданиях, с юга вырыли противотанковый ров, на северо- и юго-востоке поставили сплошные проволочные заграждения, улицы перекрыли дзотами. Однако эти приготовления им мало помогли. Штурм для оккупантов оказался внезапным. Не помогло и их упорное сопротивление. Валуйки брали в два приёма, а перед наступлением партизаны взорвали пути, чтобы эшелоны не успели вывезти солдат и матчасть. Сначала командир танкистов полковник Иван Таранов приказал собрать всю технику у возвышенности на востоке Валуек, зажечь все фары, чтобы враг подумал о большом скоплении в этом месте танков. Другая группа войск зашла в город с севера, а ещё одна обошла станцию в 2 км южнее и захватила переправу. Третья прорывалась к Соцгородку и создала угрозу окружения.
Когда танки с казаками прошли по улицам, в бой вступили 250-й и 253-й полки. Они верхом вошли в город с севера, а с северо-запада, отсекая путь на отступление в Волоконовку, из леса вышел 256-й. Казаки лавой неслись по Валуйкам, сея панику и окончательно уничтожая оккупантов. К 12 часам дня в городе почти не осталось очагов сопротивления. Враг потерял около 2 тыс. человек, ещё 3 тыс. попали в плен. В этом бою в составе 250-го полка отличились офицеры Николай Дупак и Олег Ивановский. Первый, командир эскадрона, в будущем стал директором Театра на Таганке и заслуженным артистом Украины и РСФСР. Второй – ведущим конструктором космического корабля «Восток» и главным конструктором лунных автоматических станций. В бою за Валуйки Ивановский получил тяжёлое ранение в плечо и шею из пулемёта. Лечился и снова встал в строй. Демобилизовался будущий конструктор только после войны. Оба они – почётные граждане Валуек. Отличился здесь и гвардии капитан Константин Курячий, который командовал артиллерийской батареей. В бою за Валуйки он «…умело возглавил атаку, в результате которой противник был окружён и уничтожен. В этом бою лично уничтожил 34 солдата противника».
Когда воля и вера в правду едины
Станцию Уразово 83-я дивизия атаковала 19 января в 8.00. Непрерывный бой шёл 32 часа, на следующий день станция оказалась под советским контролем. Затем казаки захватили аэродром. 226-й полк подполковника Анатолия Власова в тылу противника овладел деревней Пантюхино, в бою разгромил два полка СС и взял в плен 1110 солдат и офицеров. 231-й кавполк майора Арсения Васюченко на станции Уразово и местном аэродроме уничтожил 700 врагов и захватил 19 самолётов. 215-й полк подполковника Павла Копыловского в районе Бондарево, Новобелой и аэродрома уничтожил около 500 фашистов и захватил банк с советской валютой на 3 млн руб.
Дальше наши войска двинулись на Волоконовку. Уже в 7 часов утра 21 января 256-й полк подполковника Казимира Мизерского при поддержке танковой роты и 39-го конноартиллерийского дивизиона после 40-км марша по бездорожью ворвался в село. Бойцы заняли северную, северо-восточную и восточную окраины Волоконовки. Им противостояли батальон немцев, три сапёрные роты венгров и части итальянцев с танками. К 11.00 следующего дня большинство захватчиков было уничтожено (убиты 500 человек, подбито и уничтожено 11 танков), а уцелевшие ушли на запад и северо-запад.
В это время из окружения под Россошью выходил итальянский корпус альпийских стрелков. Измотанные, обмороженные, оставшиеся в живых солдаты трёх дивизий вышли к Валуйкам 27 января. Там их встретили кавалеристы. Сначала дали залп из Катюш, потом атаковали в конном строю. Фашисты потеряли 1 500 человек убитыми и ранеными, стали массово сдаваться в плен. Альпийский корпус итальянской армии прекратил своё существование.
Генерал Михаил Казаков в своих мемуарах «Над картой былых сражений» вспоминал, что тогда в плен попали три генерала – Уммерти, Батисти и Паскалини. Их напоили, обогрели, накормили и познакомили с Соколовым. Те похвалили его действия под Валуйками, а он им в ответ сказал: «Что значит Европа! Их бьёшь, а они тебе любезности говорят…»
Вот, вся правда о западных захватчиках. Она актуальна и по сей день. Они пытаются возомнить и сейчас, что русских можно победить. Но их ненависть вкупе с их трусостью по отношению к нам, говорит только об одном – нас продолжают бояться по сей день, признают нашу волю, силу характера русского воина, которую им никогда не суждено постичь!
Как и в годы Великой Отечественной враг будет разбит и победа будет за нами!
Белгородское ОКО ВКО ЦКВ