Государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации

Знакомство с уникальным памятником материальной и духовной культуры

13.02.2020

Знакомство с уникальным памятником материальной и духовной культуры

Воспитанники Центра «Армеец» и казачьего молодежного военно-патриотического объединения «Ермак» СХКО в сопровождении своих наставников совершили экскурсию в Ступинский историко-краеведческий музей, где смогли ознакомиться с экспонатами уникальной выставки «Платье красно за реку видно», посвящённой традиционному русскому костюму.

Знакомство с уникальным памятником материальной и духовной культурыСегодня, наконец-то, приходит понимание того, сколь много потеряно там, где нет воспитания на своих местных, национальных традициях: забыты народные промыслы, многие дети плохо знают традиции и обычаи своего народа, своей семьи. И во многом «стереть» «белые пятна» в знаниях культуры и традиций Отечества помогает настоящая выставка.

Перед ребятами и взрослыми, благодаря увлекательному повествованию сотрудника музея Д.В. Шершневой, предстала цельная картина истории традиционного костюма, который в значительной мере являлся «зеркалом» национального характера, нравственных устоев одежда отдельного человека, социальной группы, народа.

По ходу своего рассказа Дарья Викторовна отметила, что русский народный костюм, один из наиболее массовых видов народного творчества и декоративно-прикладного искусства в целом и сохранившийся в крестьянском быту вплоть до начала XX века, является памятником материальной и духовной культуры нации, человечества, отдельной эпохи. На протяжении столетий он не оставался неизменным, а развивался вместе с ходом истории, приспосабливаясь под новые условия жизни его носителя.

«Прекрасное в русском народном костюме проявляется в его способности преображать человека - делать его красивым, а также в удобстве, экономичности и целесообразности, в творческом раскрытии возможностей и особенностей материалов. В костюме соединяется все, что известно об искусстве вышивки, плетении кружев, ювелирном деле. Костюм дает представление о культурных и экономических контактах народа, его эстетических идеалах и обычаях. Не случайно мы говорим «язык костюма», ведь одежда обладает многими свойствами языка, сообщая о человеке, который ее носит, самую разнообразную информацию, дающую представление не только о свойствах его характера и привычках».

Ребята, используя возможность трогать отдельные экспонаты руками, смоги узнать много нового о технологии изготовления тканей и хранении изготовленных из них элементов традиционной русской одежды. Так, например, для изготовления полотна для костюма использовались шерсть, лен, конопля, крапива иногда хлопок. А для окрашивания полотна – кора деревьев, цветы и ягоды. А чтобы придать сияющую белизну его длительное время вымачивали, а затем зимним солнечным днем выстилали на снегу.

Знакомство с уникальным памятником материальной и духовной культурыУзнали ребята и том, что в русском народном костюме проявлялась принадлежность владельца к христианскому вероисповеданию, например, в ношении нательных крестов; образков и крестов, прикреплявшихся к бусам, металлическим цепочкам, бисерным лентам, надевавшимся на грудь поверх одежды. Наравне с крестом признаком принадлежности к христианству считался пояс. Он был обязательной деталью мужского и женского костюма, им подпоясывали нательную одежду, сарафан и верхнюю одежду. Тканые пояса для подпоясывания рубахи были узкие - гасники, а верхнюю одежду подвязывали широкими кушаками. Раньше ходить без пояса считалось грехом. Распоясать человека означало обесчестить его... На новорожденного сразу после крещения надевали поясок.

В крестьянских семьях нарядные пояса переходили по наследству и бережно сохранялись. Так как пояс в народном костюме выполнял функцию оберега, то при его изготовлении мастерицы шептали специальные заговоры, передававшиеся изустно на протяжении веков. В монастырских мастерских тканьё поясов сопровождалось молитвами. Традиционным цветом для поясов был красный, символизировавший жизненную силу и долголетие. По мере совершенствования способов изготовления тканых полос получают распространение узорные пояса.

Также перед нами раскрылись некоторые тайны верхней одежды и головного убора. В результате знакомства с выставкой мы узнали, что существовали южнорусский поневный и северорусский сарафанный комплексы, что крой традиционного русского костюма – безлекальный, объём одежды создавался не вытачками или вырезами, а складками или сборками.

Когда мы всматривались в русские народные костюмы, то в глаза сразу же бросались изумительные головные уборы. Наиболее роскошным являлся женский головной убор. По его деталям часто можно было узнать, откуда владелица, ее возраст, семейное и классовое положение. В первую, очередь, четко различался девичий и женский («бабий») головной убор. Незамужние носили более скромные уборы; также для девичьего убора была характерна открытая макушка и волосы на виду (пример - обруч, повязка), в то время, как замужние прятали волосы целиком. Женский головной убор всегда сочетался с прической. Девушки носили 1 косу, а замужние крестьянки - плели 2, оборачивая их вокруг головы или укладывая в пучок. Конец косы девушки украшали накосником, он мог быть любой формы: круглой, бантиком, полумесяцем.

Религиозные верования требовали от замужней женщины тщательно скрывать от постороннего взгляда свои волосы. Считалось большим грехом и позором «засветить» хоть прядь волос. Наказывали общим презрением и тех, кто «опростоволосил» женщину или попытался это сделать.

Интересно, что платок, который носили и сейчас носят русские женщины - это результат развития восточного покрывала, а манера завязывать его под подбородком пришла на Русь в XVI-XVII веках, и научились они этому у немцев.

Многих юных экскурсантов подкупило то, что некоторые экспонаты можно потрогать руками. Например, настоящий ткацкий станок, на котором любой желающий мог попробовать соткать полотно.

Сегодня нам трудно понять, как в курной избе русского крестьянина, задавленного тяжким трудом и постоянной нуждой, как в этих условиях создавалось и жило «чудо чудное, диво дивное» - русский народный костюм. Из тесной курной избы, где люди ютились вместе с телёнком, ягнятами и курами, выходила женщина в белом шушпане с яркой тканой каймой, в искусно сплетённых лаптях, голову её покрывал красный с узором платок. Она шла легкой красивой поступью сильного ловкого человека и, как все женщины в мире, чувствовала себя в праздничном наряде красивой и радовалась этому. То была одна из немногих доступных русской крестьянке радостей, в которой тесно переплелось ощущение праздника и удовлетворение творчеством.

По завершению экскурсии нам стала более понятна русская поговорка «По одежке встречают, по уму провожают». Она указывает на то, что при первом знакомстве человека оценивают не столько по уму и характеру, сколько по внешности. Красота и аккуратность одежды, головного убора, прически, подчеркивающие лучшие качества обладателя, - все это с древности являлось своеобразной визитной карточкой, по которой судили о знатности и богатстве, национальной и сословной принадлежности, возрасте и семейном положении человека. Одежда – это своеобразная книга, научившись читать которую, можно много узнать о традициях, обычаях, и истории своего народа.

Народный костюм, его колорит и вышивки и сейчас заставляют нас восхищаться. Они заражают нас оптимизмом, настроением праздничности и веселья. Коллекция русского народного костюма, представленная в музее, открыла перед нами прекрасное народное искусство, является свидетельством богатейшей фантазии русских людей, их тонкого художественного вкуса, изобретательности и высокого мастерства.

После посещения выставки практически все экскурсанты еще раз прониклись мыслью, что такие уроки познание истоков культуры своего народа помогают понять и объяснить многие моменты истории и, может быть, помогут избежать некоторых ошибок и найти способы борьбы с отрицательными явлениями, заполонившим России в последнее время. Потому что, как отмечал С.В. Михалков: «Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом».

Игорь Кучменко


Возврат к списку

Сайты партнёров


РПЦ Синодальный комитет по делам казачества Храм святого равноапостольного князя Владимира при Московском казачьем кадетском корпусе им. М.А. Шолохова
Казаки России ИА Российского казачества Журнал "Казаки" Раменский приборостроительный завод
КРЭТ
КРЭТ АО «НПО «Радиоэлектроника им. В.И. Шимко» КРЭТ АО «НПП «ЭлТом» КРЭТ ЖРЗ КРЭТ НИИАО КРЭТ Радиоприбор КРЭТ ТНИИС КРЭТ УППО КРЭТ АО "Компания "РИТМ" КРЭТ АО "НИИ "Экран" КРЭТ Аэроприбор - Восход КРЭТ ГРПЗ КРЭТ МИЭА КРЭТ НПП Измеритель КРЭТ Ставропольский радиозавод "Сигнал" КРЭТ Техприбор КРЭТ УКБП