Государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации
Центральное казачье войско

Ибо стоит на защите света и добра  святой великомученик Георгий Победоносец

06.05.2017

Ибо стоит на защите света и добра святой великомученик Георгий Победоносец

6 мая Православная Церковь празднует день памяти святого великомученика Георгия Победоносца. Со времен Куликовской битвы святой Георгий считается покровителем Москвы и российского воинства.

Земная жизнь Святого Георгия, именуемого также Георгием Каппадокийским, была короткой - всего 30 лет. Он родился в Каппадокии, на территории современной Турции, в семье знатных и благочестивых родителей-христиан. Его отец мученически погиб за христианскую веру. Был молод и храбр, прекрасен собой и отмечен Божией благодатью. Георгий вскоре обратил на себя внимание и заслужил расположение своего начальства. Будучи 20 лет от роду, он был назначен военачальником и почтен высокими наградами от самого императора Диоклетиана (284-305). Занимая высокую должность комита в царском войске, Георгий сделался одним из приближенных к царю людей, членом царской свиты. Диоклетиан не знал, какую веру исповедует Георгий. Между тем настало ужасное время для всех христиан.

Лишь только начались гонения на христиан, Георгий стал готовиться к смерти: отпустил на свободу своих рабов, имущество раздал бедным. Считая для себя неприличным пользоваться покоем и наслаждаться земными благами в то время, когда его собратья по вере страдают, и особенно оставаться в такое тяжкое время тайным христианином, Георгий решил торжественно исповедать имя Христа и принять мучения за Него.

Один раз, когда сам император в совете своих близких сановников обсуждал дела и изыскивал меры к истреблению христиан, Георгий с молитвенным восторгом и полною решимостью обратился к императору с обличающей речью. «Доколе?..- вопросил он. - Доколе ты, царь, и вы, почтенные советники, поставленные блюсти закон и судить по правде, будете творить беззаконие? Доколе будете возводить гонение на христиан?.. Вы достигли уже крайней степени неистовства! Вы хотите мучениями заставить согласиться с вашим безумием тех, которые просвещены познанием истинного Бога... Не обольщайтесь! Идолы ваши - не боги. А есть лишь один Бог, Иисус Христос, един Он Господь во славе Бога Отца, сотворившего небо и землю и содержащего всё Духом Святым... Так не смущайте же своим безумием познавших Истину!..»

При этих словах Диоклетиан не в силах был сдерживать свой гнев и с раздражением приказал тут же находившимся воинам изгнать Георгия из собрания и заключить в темницу. В темнице отнеслись к Георгию с величайшею жестокостью: положили его на землю, на его ноги надели тесные и тяжелые колодки, а на грудь навалили тяжелый камень, и в таком положении мученик должен был провести всю ночь. Терпя эти бесчеловечные муки и издевательства, святой Георгий не высказал ни одного слова жалобы или сетования, а терпеливо и спокойно, с молитвою на устах благодарил и прославлял Бога.

В последний день земной жизни святого Георгия император предложил ему новое испытание - предлагал ему стать своим соправителем. Святой мученик с мнимой готовностью ответил, что императору с самого начала следовало не мучить его, а оказать подобную милость, и при этом выражал желание немедленно идти в капище Аполлона. Диоклетиан решил, что мученик принимает его предложение, и последовал с ним в капище в сопровождении свиты и народа. Все ждали, что святой Георгий принесет жертву богам. Он же, подойдя к истукану, сотворил крестное знамение и обратился к нему, как к живому: «Ты ли хочешь принять от меня жертву как Бог?». Бес, обитавший в идоле, закричал: «Я не Бог, и никто из подобных мне не Бог! Един Бог только Тот, Которого ты проповедуешь. Мы из служащих Ему ангелов сделались отступниками и, одержимые завистью, прельщаем людей»... После слов великомученика: «Как же дерзаете вы быть здесь, когда сюда пришел я, служитель Истинного Бога?», послышались шум и плач, идолы пали и сокрушились. Поднялось всеобщее смятение. Видя страдания святого Георгия, его веру и мужество, многие язычники уверовали во Христа.

Разъяренные жрецы при виде этого бросились на Георгия и стали бить его, взывая к Диоклетиану: «Погуби волхва сего, царь, погуби, пока он не погубил нас!..» Молва о случившемся быстро распространилась по городу. Царица Александра, бывшая до сих пор тайной христианкой, решила теперь открыто исповедовать веру. Разгневанный царь приказал сей же час отрубить головы им обоим - Георгию и своей супруге, добровольно избравшей мученичество... На месте казни Георгий в своей молитве просил Господа, чтобы Он простил мучителей, не ведавших, что творящих, и привел их к познанию Истины. Спокойно и мужественно Святой преклонил свою голову под меч. Произошло это событие 23 апреля (6 мая) 303 года в Никомедии – более 1700 лет назад. Но мученичество святого Георгия было подобно триумфальному шествию победителя, а его смерть - коронованию. «Так,- писал церковный историк, - доблестный воин царя земного стал победоносным воином Царя небесного». Стойкость и мужество воина во время испытаний были связаны с силой Христовой молитвы и спасительного креста святого Георгия, геральдическое изображение которого символизировал впоследствии красный крест на белом поле. Пройдет всего десять лет - и святой равноапостольный царь Константин, один из преемников Диоклетиана на римском престоле, прикажет начертать на знаменах Крест и завет, запечатленный кровью великомученика и Победоносца Георгия и тысяч неведомых мучеников: «Сим победиши»...

Выходец из Сирии, римский полководец, святой великомученик Георгий совершал свои земные подвиги вдали от нас, но богатырство и удаль, мужество и стойкость сделали его родным духу славянского благочестия. Каждому из нас близок и дорог образ светлого юноши на белом коне, поражающего копьем чудовище. Во всех концах земли Российской сияет лик святого Георгия Победоносца, слышится звонкая поступь его скакуна – нет епархии, где во имя его не созидались бы храмы, не прибегал бы к его заступничеству с теплой молитвой народ православный. Образ святого Георгия с мечом в XI-XIII веках украшал и личные печати князей Андрей Боголюбского, Всеволода Большое Гнездо, Георгия Всеволодовича. В царствование Федора Иоанновича монету с изображением святого Георгия давали за храбрость воинам для ношения на шапке или рукаве.

К заступничеству дарующего победу небесного воителя обращались в своих молитвах не только князья, но и простые землепашцы и воины, называя его - Егорием Храбрым и Егорием-Воином, чудотворцем и змееборцем Георгием, прикладывая к его имени постоянный эпитет - Победоносец. Сколько песен, былин и сказаний сложили славянские народы о Георгии Храбром - светлом витязе, крылатом вожде и могучем богатыре Егории, свет, Храбрый - называли его в народе. Да и само слово «храбрый» происходит от более древнего «храбрь», означающее - борец за христианство и подвижник. В белорусском фольклоре святой Георгий известен с давних пор под именем Рай, в украинском - Урай, а в сербо-хорватском - Юрай... Не отсюда ли идёт боевой клич воинов-победителей и знаменитое русское «ура» - с которым солдаты Великой России поднимались в яростные штыковые атаки и громили вооружённого до зубов врага?!

Возможно, поэтому белый крест Святого Георгия Победоносца в виде ордена был самой чтимой наградой для офицера в дореволюционной России. Отдавая должное воинской славе Русской армии и стремясь упрочить свое влияние на военных, Екатерина II утвердила 26 ноября 1769 года Императорский Военный орден Святого Великомученика и Победоносца Георгия. «Ни высокая порода, ни полученные пред неприятелем раны, не дают право быть пожалованным сим орденом: но дается оный тем, кои не только должность свою исправляли во всем по присяге, чести и долгу своему, но сверх того отличили еще себя особливым каким мужественным поступком» – гласил статут ордена, который давался только за конкретные подвиги в военное время и стал исключительно воинской наградой. Девиз ордена - «За службу и храбрость». «Орден святого Георгия никогда не снимается; ибо оный приобретается заслугами» - так значится в статуте этой награды. И сегодня в современной наградной системе России существует орден Святого Георгия, причем звезда и крест ордена были идентичны царской награде.

Внимательно всмотритесь в герб нашего государства, центральным изображением которого стал щит с изображением святого великомученика Георгия Победоносца. Русь Православная, разметнувшаяся на полсвета – это прообраз Иерусалима Небесного. Солнце, как образ Господа нашего Иисуса Христа, Сына Божия, освещающего и просвещающего сердца русских любой, ни на минуту не оставляет новую Землю Обетованную без своих лучей и тепла. Оно, еще не успев закатиться за край горизонта на Западе, у берегов Балтийского моря Калининградской области, уже восходит на Востоке.

У Бога всё премудро и гармонично устроено. Став духовным преемницей Великой Православной Империи – Византии, Россия подвергается самым массированным и изощренным атакам со стороны сил зла. Но все попытки князя мира сего стереть с лица земли святые храмы и расправиться с Православием, обречены на провал. Ибо стоит на защите света и добра святой великомученик Георгий Победоносец.

Игорь Кучменко


Возврат к списку

Сайты партнёров

КРЭТ АвиаАвтоматика РПЦ Казаки России ИА Российского казачества Синодальный комитет по делам казачества Антимайдан Храм святого равноапостольного князя Владимира при Московском казачьем кадетском корпусе им. М.А. Шолохова КРЭТ Утес Общественно-социальный федеральный журнал "Атаман" Раменский приборостроительный завод Журнал "Казаки"ТехприборОсобое конструкторское бюро кабельной промышленности КРЭТ Электроавтоматика Электроавтоматика КРЭТ Ставропольский радиозавод Сигнал КРЭТ ГРПЗ КРЭТ электроприбор КРЭТ УКБП КРЭТ НПП Измеритель АО "Ульяновское конструкторское бюро приборостроения" КРЭТ АО НИИ "Экран" КРЭТ МИЭА КРЭТ КНИРТИ КРЭТ Техприбор КРЭТ Аэроприбор - Восход